Прот. Феодор Зисис. Благое непослушание или худое послушание? Глава 4.6 E-mail
25.01.2011 22:49
Высказывания и уроки жизни преподобного Симеона Нового Богослова и святителя Марка Евгеника (Ефесского)

Глава 4.6   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Преподобный Симеон Новый Богослов и святитель Марк Евгеник
 

И, наконец, приведём мнения преподобного Симеона Нового Богослова⁸⁴ и святителя Марка Ефесского⁸⁵ по интересующей нас теме.

Обращаясь к будущим монахам, преподобный Симеон советует им быть очень внимательными и осторожными в выборе старца-учителя, у которого они будут находиться в послушании и воле которого будут покорны. Ибо велика вероятность повстречать неопытного и подверженного страстям наставника, и, вместо того чтобы научиться ангельскому житию, они будут научены диавольскому, «ибо у добрых учителей и уроки бывают добрые, а у худых — худые; от худых же семян и произрастания бывают всегда худые».

Со слезами и многими мольбами следует просить Господа послать нам бесстрастного и святого духовного руководителя. Но, даже найдя такого, как нам кажется, человека (что весьма нелегко), каждому из нас надо внимательно исследовать Священное Писание и творения Святых Отцов, дабы, взяв их за основание, судить о том, чему учит и что делает духовник, как поступает в тех или иных случаях. И только тому, что будет согласным с Писанием, станем послушны; то же, что окажется противным ему, следует отметать как ложное и чуждое. Это совершенно необходимо и даже насущно, ибо в наше время появилось множество прелестников и лжеучителей.

«Молитвами и слезами умоли Бога послать тебе руководителя бесстрастного и святого. Исследуй же и сам Божественные Писания, и особенно деятельные писания Святых Отцов, чтоб, с ними сличая то, чему учат учитель и настоятель твой, мог ты, как в зерцале, видеть, насколько они согласны между собой, и согласное с Божественными Писаниями принимать и удерживать в мысли, а несогласное, рассудив добре, отлагать, чтобы не прельститься. Ибо знай, что во дни сии много явилось прелестников и лжеучителей».
Ранее подобное наставление давал послушникам преподобный Иоанн Лествичник⁸⁶ — дабы избежать им опасности послушания худому старцу:«Искусить сего кормчего, чтобы не попасть нам вместо кормчего на простого гребца, вместо врача на больного, вместо бесстрастного на человека, обладаемого страстями, вместо пристани в пучину, и таким образом не найти готовой погибели».
Итак, святые едины во мнении, что послушание должно быть не безрассудным, но рассудительным. Его, без сомнения, следует оказывать не всем духовным наставникам, но только святым и бесстрастным, да и то, после внимательного, основанного на святоотеческом учении, должного испытания слов и дел духовника...

В одном из своих посланий святой апостол Павел поучает нас: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданно, которое приняли от нас» (2 Фес. 3, 6).

Поэтому, например, и авва Пимен велел одному подвижнику немедленно прекратить всякое обучение со своим старцем, поскольку продолжение их совместного жительства было бы для того монаха душевредным — по причине нарушения его духовником нравственного Предания Церкви.

Составитель Жития преподобного Симеона и его ближайший ученик, святой Никита Стифат⁸⁷, сообщает одну интересную для нас подробность. Дабы всецело предаться божественной исихии — молчанию и созерцанию, преподобный Симеон передает духовное руководство киновией⁸⁸ своему сподвижнику Арсению и побуждает иноков пребывать в послушании новому игумену, памятуя наказ святого апостола Павла: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17). Но при этом преподобный уточняет, что такое послушание должно быть с рассуждением, а вовсе не беспрекословным или абсолютным: «А во всём том, что не противоречит заповеди Божией, апостольским установлениям и правилам, надлежит вам всячески повиноваться ему и слушаться его как Господа. Но во всем, что грозит опасностью Евангелию и законам Церкви, не следует слушаться ни его наставлений и повелений, ни даже и ангела, если бы внезапнo сошел он c неба, благовествуя вам не то, что благовествовали самовидцы Слова» (см.: Гал. 1, 8).

Необходимым условием покорности и послушания старцу является его духоносность. Только в том случае, если мы убеждены, что наш наставник имеет причастие Святого Духа, следует находиться у него в беспрекословном послушании. В противном случае мы слушаемся не Бога, а человека, и делаемся не рабами Божиими, но невольниками людей.

Те духовники, которые, не будучи сосудами Духа Святого, изображают из себя святых, многих ведут к погибели. Напрасно здесь некоторые вспомнят о преподобных Захарии или Акакии, о том, что они были в послушании у неискусных старцев. Ведь они достигли спасения только благодаря тому, что подвизались, руководствуясь советами других духоносных отцов, поэтому и могли оставаться во внешнем послушании у тех, «недостаточных», старцев. Впрочем, это случай из ряда вон выходящий...

 
 
Святитель Марк Ефесский⁸⁵ вошёл в историю как бесстрашный исповедник, борец за чистоту православного учения и яростный противник католичества, как "антипапа" (так его именует в своей одноимённой книге преподобный Афанасий Парийский⁸⁹).

И вряд ли кто-то посмеет упрекнуть его в непослушании и непокорности за то, что он, единственный из всего константинопольского епископата, не послушался решений Ферраро-Флорентийского униатского co6opa⁹⁰ и сохранил истину Православия, несмотря на все унижения и оскорбления со стороны католиков и латинствующих православных (которые суть не что иное, как подобия нынешних экуменистов).

Тем не менее «грамотные» экуменисты пытаются исказить облик святого Марка и извратить саму историческую действительность, ибо для оправдания своих тесных и постоянных контактов с католиками и лояльного отношения к папе они дерзко и неправомерно апеллируют к святителю, ссылаясь на то, что сказал святой Марк, обращаясь с приветственной речью к римскому понтифику в самом начале деятельности собора.

Действительно, тогда Ефесский митрополит, как, впрочем, и вся православная делегация, еще питал благую надежду на то, что они всё-таки сумеют убедить католиков публично отречься от своих заблуждений и принять истину православной веры. Поэтому с великим рассуждением и, несомненно, икономии ради, на открытии собора он действительно говорил весьма учтиво и кротко, дабы оказать честь и уважение папе и, по возможности, привлечь заблудших.

Но во время долгих заседаний собора святитель Марк убедился в том, что католики, несмотря на множество приведённых им богословских аргументов, совершенно закоснели в ереси и упорствуют в своих заблуждениях; увидел, что всюду безраздельно царят эгоизм, самодовольство и надменность; удостоверился в светском образе мыслей латинян, их мирском умонастроении и властолюбии. И после этого святой, невзирая на то, что работа собора ещё продолжалась, решительно заявил православной делегации, «что латиняне не только раскольники, но и еретики. И об этом Церковь наша умолчала, вследствие того, что их племя велико и сильнее нашего».

В ответ на это некоторые сказали: «Невелико различие между нами и латинянами, и, если наши захотят, оно легко будет исправлено».

Когда же святитель заметил, что отличие на самом деле большое, то они ответили ему: «Это не ересь, и ты не можешь назвать это ересью, ибо и никто из бывших прежде тебя образованных и святых мужей не называл это ересью».

И тогда святой Марк категорически изрёк: «Это ересь, и так смотрели на неё и наши предшественники, но не хотели обличать латинян как еретиков, ожидая их обращения и заботясь о сохранении любви; и, если хотите, я покажу вам, что они считали их еретиками».

То же утверждал исповедник и в одном из своих послании: «Мы отвратились от них„ как от еретиков, и поэтому отмежевались от них... Ясно — что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».

Итак, католицизм есть ересь — вот единодушная оценка святых отцов и учителей Церкви со времён святителя Фотия⁹¹.

Посему, продолжению и неизменности сей единогласной святоотеческой позиции — так называемому согласию отцов (consensus Patrum)⁹² — наносят большой урон и приносят немалый вред те нынешние иерархи (причём самые выдающиеся), которые утверждают, что католичество вовсе не ересь, а сама католическая церковь не просто церковь, но ещё и «сестра». (Происходит это либо по неведению, которое, впрочем, врачуется знанием, либо по убеждению и вследствие латиномудрия — и тогда это состояние совершенно безнадёжное и ничем не поправимое.)
Этим они уничижают Единую Святую Кафолическую и Апостольскую Церковь, ибо ставится под сомнение тот неоспоримый факт, что только она одна является Церковью Христовой, в которой возможно спасение верующих, а также упраздняются пределы вечные, которые положили отцы наши.

По возвращении делегации из Флоренции и восторженной встречи святителя Марка верующими Константинополя, латинствующие православные (прообразы нынешних экуменистов) отправили его в ссылку на остров Лемнос⁹³ (1440 — 1441), чтобы не иметь в лице святого преграду для проведения в жизнь решений униатского разбойничьего собора и чтобы слово его не звучало открыто.

Что же сделал в этой ситуации святой Марк? Может, он подчинился латиномудрствующему патриарху Митрофану⁹⁴ и его преемнику Григорию⁹⁵ и продолжил поминать их за богослужением с тем, чтобы его не посчитали непослушливым или же устроителем схизмы⁹⁶? (Те, кто пренебрегают евангельской и святоотеческой истиной и акривией и предпочитают быть угодными не Богу, а людям, посоветовали бы ему поступить именно так.)

Напротив, премудрый в божественном и непоколебимый в убеждениях архипастырь не только прервал церковное общение с латинствующими, но и незадолго до своей блаженной кончины, уже на смертном одре, завещал, чтобы никого из еретичествующих епископов или клириков и находящихся с ними в общении не было на его погребении, панихидах и заупокойных литиях. Тем самым он желал избавить верующий народ от всякого смущения или же обольщения, поскольку, в противном случае, со стороны могло показаться, что негласно, быть может, украдкой, святитель Марк всё же признавал общение с патриархом и иже с ним.

Святой решительно заявил, что не желает иметь ничего общего с латиномудрствующими ни в сей жизни, ни после своей кончины, поскольку убедился, что чем больше он отдаляется от патриарха и ему подобных, тем больше приближается к Богу и Его святым. В своём предсмертном слове святитель Марк говорит, что следует прервать всякую связь с латинствующими (читай, экуменистами) до тех пор, пока Господь Сам не управит и не умиротворит Свою Церковь:
«Скажу же о патриархе⁹⁷, чтобы не подумалось ему, быть может, оказать мне некую честь в погребении смиренного этого моего тела или в панихидах по мне послать кого-нибудь из своих архиереев, или своего клира, или вообще кого-нибудь из находящихся в общении с ним для того, чтобы принять участие в молении или присоединении к священнослужителям из нашего удела, приглашённым на сие, подумав, что когда-то или же тайно я допускал общение с ним. И чтобы моя безгласность не дала не знающим хорошо и полностью моих взглядов повода заподозрить некое соглашательство, я говорю и свидетельствую пред многими находящимися здесь и достойными мужами, что я совершенно и никоим образом не хочу и не принимаю общения с ним или находящимися с ним ни в этой моей жизни, ни после смерти, как не принимаю ни бывшей унии, ни латинских догматов, которые он принял сам и его единомышленники, и ради провождения которых занял это председательское место, с целью низвержения правых догматов Церкви. Я совершенно уверен, что насколько дальше я стою от него и подобных, настолько бываю ближе к Богу и всем святым; и насколько отделяю себя от тех,настолько бываю в единении с истиной и со святыми отцами, богословами Церкви; а также я убеждён, что причисляющие себя с теми⁹⁸ далеко отстоят от истины и блаженных учителей Церкви.
И посему говорю: как в течение всей моей жизни я был в разделении с теми, так и во время отшествия моего, да и после моей смерти, я отвращаюсь от обращения и единения с ними и клятвенно заповедую, чтобы никто (из них) не приближался ни к моему погребению, ни к панихидам по мне, а также (и в отношении) кого иного из нашего удела, с целью попытки присоединиться и сослужить в наших (богослужениях), ибо это означает смешать то, что не может быть смешанным; но им подобает быть совершенно в разделении с нами до тех пор, пока Бог не дарует исправление и мир Своей Церкви».

 
 

ПРИМЕЧАНИЯ
 
⁸⁴ Преподобный Симеон Новый Богослов (949 - 1037) с двадцати лет подвизался в Студийском монастыре под руководством старца - преподобного Симеона Благоговейного, затем был выбран игуменом обители святого Мамонта в Константинополе и рукоположен в сан пресвитера. Из-за особого почитания своего почившего старца был удалён из Царьграда и последние тринадцать лет жизни провёл в основанном им монастыре. Особую часть его творческого наследия составляют гимны - духовные стихи, в которых запечатлен личный опыт мистического общения с Богом. В «Добротолюбие» включены его «Главы деятельные и богословские». Святой Симеон считается основателем учения о небесном озарении души подвижников, которое впоследствии стало известно под названием исихазма. Церковь наименовала преподобного Новым Богословом, находя в его трудах сходство с сочинениями святителя Григория Богослова (381). Житие святого Симеона подробно описал его ученик - преподобный Никита Стифат (1005 - 1090).

 
⁸⁵ Святитель Марк Евгеник (Ефесский) (1392/93 - 1444/45) - родился, получил образование, прожил большую часть жизни и скончался в Константинополе. Монашество принял в 1418 r. Накануне отъезда в Феррару в составе православной делегации для участия в Ферраро-Флорентийском соборе против воли был поставлен в митрополита Ефесского (1437). Изначально веря в возможность восстановления единства Церкви, он вскоре осознал безуспешность этого предприятия и всеми силами пытался предотвратить заключение позорной унии, ведущей к измене Православию. Во Флоренции он, единственный из иерархов, не подписал унии. По возвращении в Константинополь, святой продолжил борьбу с унией. Отказавшись от принятия патриаршества, он тайно покинул столицу и отправился в Ефес, находившийся под османами, чтобы поддержать свою паству. Не имея разрешение от турецких властей, он не мог здесь долго оставаться и поэтому вскоре отправился на Афон. Однако по дороге туда, на о. Лемнос, по распоряжению императора святитель был арестован и заключен под стражу (1440 - 1442). После второй попытки попасть на Святую Гору. он вернулся в Константинополь, где прожил последние два года своей жизни. (Евгеник - родовое имя святого Марка).

 
⁸⁶ Преподобный Иоанн Лествичник, Синайский (Синаит) (525 - ок. 600) - монах-отшельник, в конце жизни - игумен монастыря на горе Синай. Автор замечательного духовного труда - аскетико-дидактического трактата «Лествица, возводяшая к небесам», за что и получил прозвание Лествичник. Это практическое руководство для ищущих спасения - в образе постепенного восхождения по лестнице, состоящей из тридцати ступеней, описывается борьба с пороками и страстями и рассказывается о добродетелях, возводящих к Богу; в ней опытно показывается, что для духовного совершенства необходимо, во-первых, очищение от греховной нечистоты ветхого человека; во-вторых, восстановление образа Божия. Цель этого творения - научить, что достижение спасения требует от человека немалого самоотвержения и усиленных подвигов.

 
⁸⁷ Преподобный Никита Стифат, или Пекторат (ок. 1005 - 1090), в четырнадцать лет ушёл в монастырь, затем был иеромонахом в Студийской обители Константинополя, позже стал игуменом этого монастыря; придворный писатель и сторонник патриарха Михаила Керуллария (1043 - 1058) при разрыве его с Римом в 1054 г. Его трактат против латинян (с обличением опресноков, поста в субботу и безбрачия священников) имеет большое историческое значение. Составил комментарии на Псевдо-Дионисия.

 
⁸⁸ Киновия (греч. общежитие) - обитель, построенная на общежительных началах; одна из двух основных форм монашеской жизни, при которой монахи объединены в общину-обитель во главе с духовным наставником (настоятелем-игуменом), избираемым братией в лице собора старцев, и соблюдают определённый устав, регламентирующий распорядок дня, богослужение, питание, одежду и занятия братьев. Первые киновии учредил в Тавеннисе (Верхний Египет) преподобный Пахомий Великий (290/292 - 346), чем положил начало общежитию, дав инокам первый устав, по преданию, сообщенный ему ангелом. Вместе с уставом святителя Василия Великого (330 - 378), он лёг в основу киновиального строя православного монашества, являясь образцом для всех последующих типиков.

Другой тип монашества - своекоштный, или особножительный (идиоритмия, или своежитие), когда каждый инок живёт в отдельной келье (но это верно и для устроенных киновий - там у каждого насельника своя комната), сам заботится о пропитании, общих послушаний нет (точнее бывают, но за них выплачивают деньги-"зарплату"), нет и единообразия в одежде (но на службах в храмах и на общих трапезах (когда бывают) - все одеты как положено монахам или послушникам). Насельники ведут собственное хозяйство, владеют частной собственностью и распоряжаются ей по своему усмотрению. Общим в идиоритмических монастырях является только кладбище и богослужение, на которое монахи собираются только по праздникам и воскресеньям. Игумены при идиоритмии избираются голосованием, но только на один год; власть игуменов распространяется только на обустройство храмов и материальное обеспечение монахов, в остальном игумены считаются равными любому иноку. Разногласия в идиоритмах разрешается на совете старцев. Вообще, уклад жизни в идиоритмических монастырях менее строг, чем в киновиях.

 
⁸⁹ Преподобный Афанасий Парийский (1721/2 - 1813) родом с острова Парос. Закончив Афонскую богословскую школу (Афониаду, существует и ныне как обще-образовательная для детей), был оставлен в ней преподавателем. Затем продолжал преподавательскую деятельность в нескольких учебных заведениях, пока в 1771 г. Константинопольский патриарх Феодосий II (1769 - 1773) не назначил его ректором Афониады. Тогда же он был рукоположен в сан священника. На Святой Горе преподобный Афанасий принял активное участие в движении колливадов за обновление и возрождение церковной жизни: как наследники исихастов XIV в., своей целью они ставили возвращение к святоотеческой традиции, а источником для них была традиция умного делания. За это через некоторое время он был изгнан с Афона. Однако благодаря авторитету в области образования ему было позволено преподавать. Позже патриарх Гавриил IV (1780 - 1784) попросил святого стать ректором константинопольской Патриаршей школы - самого авторитетного на то время греческого учебного заведения; тогда же ему было предложено епископство. От обоих предложений он отказался. На этот период приходится пик его писательской деятельности. Окончил жизнь преподобный Афанасий в монастыре святого Георгия Ревстона на своей родине. В 1994 г. он был причислен Элладской Церковью к лику святых.

 
⁹⁰ Ферраро-Флорентийский собор (1438-1439) - созван по инициативе императора Иоанна VIII Палеолога (1425 - 1448) и папы Евгения IV (1431 - 1447) как попытка воссоединения католической и православной Церквей с целью сближения Византии и Запада перед лицом общей турецкой угрозы. Заседания собора для обсуждения унии были открыты в Ферраре 09.04.1438. На соборе присутствовал папа, кардиналы, латинские епископы, а также император, Константинопольский патриарх Иосиф l l (1416 - 1439), уполномоченные от восточных патриархов и несколько греческих епископов, митрополит Исидор Киевский (позже принявший католичество и ставший кардиналом), Суздальский епископ Авраамий с 200 другими духовными и светскими лицами. Из западных государей никто не приехал. Из-за чумы в 1439 г. собор был перенесён во Флоренцию. Католики требовали от православных полного принятия латинского учения и административного подчинения Ватикану, допуская лишь некоторую самостоятельность в области богослужений и обрядов. Взамен папа обещал организовать Крестовый поход против турок, который пройдёт через Константинополь, взять на себя расходы по возвращению греческих делегатов, а также оказать военную помощь для защиты Царьграда. После долгих обсуждений, под давлением католиков, все пункты, представленные ими как условия для подписания унии, были приняты православной стороной - догмат FiIioque и законность его прибавления в Символ веры, возможность совершать Евхаристию на неквасном хлебе, учение о чистилище, примат папы. 5 июня 1439 было подписано соборное определение, которое не подписал толькосвятитель Марк Ефесский (1392/93-1444/45), но для папы это означало, что они ничего не добились. Возвратившись в Константинополь, царь в лице народа и простых клириков столкнулся с сильной оппозицией, объединившейся вокруг святого Марка. Патриархи Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский также были против унии. Не получив от Запада обещанной помощи, к ней охладел и император. На Руси сторонников унии также не приняли.

 
⁹¹ Святитель Фотий I Великий (ок. 820 - 891) - патриарх Константинопольский (858 - 867 и 877 - 886), самая крупная фигура Византии IX в. У него обучались наукам дети Василия I (867 - 886): Константин, наследник престола Лев VI Мудрый (886 - 912), Александр и Стефан.
Учеником святителя также был и будущий святой просветитель славян Кирилл († 869). Болгарский царь Борис был крещён, как полагают, самим святителем Фотием, который отправил туда архиепископа и священников для крещения болгарского народа (ок. 863/5). Став архипастырем, святой Фотий способствовал распространению влияния Византийской Церкви на славянские народы в Болгарии, Моравии и на Руси, что привело в 867 г. к конфликту с римским престолом и анафеме папе Николаю (858 - 867).
При святителе Фотии произошло так называемое «Первое крещение Руси», возможно, самими святыми Кириллом и Мефодием († 885), когда князья Оскольд (Аскольд) и Дир со старейшинами и частью народа приняли крещение (ок. 860 году), по всей вероятности, в Киеве. Вскоре после этого святитель послал на Русь митрополита Михаила и шесть епископов.
В 857 г. соправитель царя Михаила (856 - 867), Варда, удалил со столичной кафедры неугодного ему патриарха Игнатия (847 - 858 и 867 - 877). Общепризнанная учёность святого Фотия, его родство со святителем Тарасием (784 - 806) и с царским домом пособствовали тому, что он был избран патриархом, за шесть дней пройдя все степени иерархической лестницы (подобно святителям Тарасию и Никифору (806 - 815)). Вскоре начались смуты, разжигаемые бывшим патриархом. Для их прекращения в 861 г. в Константинополе был созван собор, на котором был утверждён патриархом святитель Фотий и подтверждено низложение Игнатия. Папа Николай I (858 - 867), послы которого присутствовали на соборе, утверждая святого Фотия патриархом, надеялся подчинить его своей власти, но, не получив ожидаемого, на соборе в Риме (863) предал его анафеме.
За незаконное восшествие на престол святитель Фотий обличил убийцу - Василия I Македонянина (867 - 886), не допустив его к приобщению Святых Таин, за что был удалён с кафедры и заключён в монастырь под стражу. На его место снова был поставлен Игнатий. Константинопольский собор (869), созванный для суда над святым Фотием, проходил при участии папских легатов. Не имея никаких оснований к осуждению, собор всё же анафематствовал святителя Фотия, сослав его на семь лет в монастырь. После смерти Игнатия († 877), незадолго перед тем примирившегося со святым, в 879 г. в Царьграде был созван новый Собор (многими отцами Церкви называемый VIII Вселенским), который восстановил патриарха Фотия на кафедру. Папа Иоанн Vlll (872 - 882), не признав этого решения, вновь отлучил его от Церкви (881). При преемнике императора Василия, Льве Vl (886 - 912) святитель Фотий вынужден был оставить кафедру в пользу шестнадцатилетнего брата императора, Стефана I (886 - 893). Вторично низложенный, он удалился в монастырь, где и скончался.
Он известен как учёный богослов, оставивший многочисленные и разнообразные труды, посвящённые обличению заблуждений латинян, опровержению различных ересей, разъяснению Писания, раскрытию различных предметов веры. По инициативе святого Фотия и при его непосредственном участии был составлен «Мириобиблион» (Библиотека) - комментарии к рукописям 279 древних авторов, имевшимся в столичной библиотеке, с обширными выписками из оригиналов - памятников, впоследствии совершенно или отчасти утерянных. Для облегчения чтения древних, особенно классических писателей, а также Писания, под редакцией Фотия был составлен «Словарь».

 
⁹² Consensus patrum (лат.) - православный критерий истинности вероучения, известный как «согласие отцов» и заимствованный из западной богословской науки; применяется в отношении тех аспектов православного учения, которые не получили своих догматических определений на Вселенских Соборах. Consensus patrum по авторитету не ниже этих Соборов, ибо отцы, присутствующие на них, сами ссылаются и проверяют свои постановления по нему, начиная свои догматические определения словами: «Последуя Святым отцам», выражая тем своё убеждение, что верность им по духу есть основной признак православного богословия. По выражению преподобного Викентия Леринского († ок. 450), consensus patrum это то, «чему верили повсюду, всегда и все» (Commonitorium, 2). В отличие от теологумена (термин введён В.В. Болотовым (1853 - 1900) для обозначения так называемого частного богословского мнения, с которым вся Церковь может и не соглашаться), такое согласованное мнение Святых отцов принимается всей полнотой Церкви и является частью Священного Предания.

 
⁹³ Лемнос - вулканический остров в северной части Эгейского моря.

 
⁹⁴ Митрофан II (1440 - 1443) - первый после подписания унии с католиками Константинопольский патриарх-латинофил. После смерти патриарха Иосифа II (1416 - 1439) император Иоанн VIII (1425 - 1448) предложил это место сначала Антонию, митрополиту Ираклийскому, затем святителю Марку Ефесскому (1392/93-1444/45), но оба иерарха отказались, поскольку патриаршее служение, при сложившихся обстоятельствах, означало согласие с унией и её проведение в жизнь. Это достоинство принял митрополит Физический Митрофан, уже глубокий старец. Хотя он и принадлежал к числу подписавших унию, но на Соборе во Флоренции Митрофан никогда не выделялся как её сторонник. Однако при нём произошла промульгация (торжественное обнародование) унии (1440). Вскоре он оставил престол. В 1443 г. три патриарха - Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский обнародовали соборное послание, в котором Митрофан был осуждён.

 
⁹⁵ Григорий III Мелиссин (Мамми, или Мамма) в молодые годы в качестве протосингела патриарха участвовал в деяниях Ферраро-Флорентийского собора, защищая необходимость принятия церковной унии и, в конце концов, способствовав её принятию. Был назначен Константинопольским патриархом (1443/5 - 1450). При последнем Византийском императоре Константине XII (1448 - 1453) на соборе в храме святой Софии в 1450 г. в присутствии трёх восточных патриархов Григорий, как униат, был низложен. После взятия Царьграда турками, он стал «латинским» патриархом Константинополя (с 1454). Умер в Риме (1459). В защиту унии он написал несколько сочинений: «Апология против исповедания Марка Ефесского» и «Ответ на окружное послание того же Марка». [Протосингел - помощник патриарха или епископа, в большинстве случаев, их приемник по кафедре]

 
⁹⁶ Схизма (от др.-греч. σχίσμα - расщепление, раскол, распря) - термин, обозначающий раскол в Церкви.

⁹⁷ Речь идёт о Константинопольском патриархе Григории III (1443/5 - 1450), который, будучи протосингелом, присутствовал на Ферраро-Флорентийском соборе и вместе с другими подписывал унию с католиками.

⁹⁸ То есть с теми, кто подписал в своё время унию.

 

 http://af0n.ru/Afon-palomnichestvo.Svyataya-Gora.Protoierej-Feodor-Zisis-Vyskazyvaniya-i-uroki-zhizni-prepodobnogo-Simeona-Novogo-Bogoslova-i-s

 

__________________________________________________ 

 

Другие главы книги прот. Ф. Зисиса "Благое непослушание или худое послушание?"