Прот. Феодор Зисис. Благое непослушание или худое послушание? Предисловие E-mail
25.01.2011 21:57

Ныне попирается Евангелие и отвергается Истина, и молчанием предаётся Бог - страха ради архиерейска...


ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

В 2005 году Элладская Церковь пережила серьёзный кризис: разоблачения в отношении некоторых архиереев и скандалы, в которых они были замешаны, затронули не только её саму, но имели пагубные последствия и для древнейшей, первой по старшинству, Иерусалимской Церкви. Всё это пошатнуло доверие верующих к духовным лицам и наполнило ядовитыми стрелами колчаны врагов Церкви.

К сожалению, священноначалие было не в силах противостоять кризису, поскольку полностью дискредитировало себя. Большинство же архипастырей пребывали в страхе и нерешительности, не дерзая предпринять какие-либо шаги по преодолению кризисной ситуации. Один серьёзный и рассудительный владыка объяснял своё бездействие (равно как и других иерархов) боязнью различных нападок со стороны тех, кто привёл Церковь к такому плачевному состоянию.

Что же касается приходского духовенства, состоящего в основном из женатых клириков, то оно, глубоко обеспокоенное уничижением священного сана недостойными пастырями, не смело высказывать своего мнения о сложившемся положении страха ради архиерейска. Малодушные служители Христовы оправдывали свою безучастность послушанием епископам.

Однако в данной ситуации довод этот был совершенно неуместен и даже неприемлем, поскольку сковывал всякое желание противиться злу и предательски усыплял совесть. Ведь в то время когда попирается Евангелие и отвергается истина, безмолвствию и бездействию нет оправдания, ибо, воистину, молчанием предаётся Бог. Поэтому Писание и говорит о том, что есть «время молчать, и время говорить» (Еккл. 3, 7).

И судя по сложившемуся в то время (2005 год) положению, тогда настал именно тот час, когда следовало не молчать, но говорить. Посему мы и стали выступать, анализировать, предлагать выход из кризиса.

Подобное дерзновение имело вполне предсказуемые последствия: архиепископ Христодул подверг нас прещению, запретив в служении *. Тем самым было совершено неканоничное деяние, поскольку подобные действия в отношении клирика, находящегося в юрисдикции другой Церкви (в данном случае Константинопольской), не входили в сферу церковной компетенции предстоятеля Элладской Церкви **, и посему мы никоим образом не могли подлежать его суду. Безусловно, владыка делал это не без молчаливого согласия самого Вселенского патриарха, которому также не по душе православное слово, согласное с Преданием...

Сложно оправдать то, что не имеет никакого оправдания. Посему и тот факт, что те лица, которые погрузили Церковь в пучину скандалов, до сих пор не наказаны, вызывает праведное возмущение и, отчасти, недоумение. Ведь и по сей день к ответу не призваны виновные, явившиеся прямым источником соблазна или же в силу своего безмолвствования и бездействия сопричастные скандалам, — а это, главным образом, само священноначалие.

Зато с лёгкостью были наказаны те, кто, указывая на ужасающее положение дел в Церкви, призывал к пробуждению, к тому, чтобы виновные в скандалах или замешанные в них взяли на себя ответственность за происходящее. Но, милостью Божией и благодаря горячей поддержке многих наших братьев во Христе, ближних и дальних, мы выстояли и не изменили своим позициям.

Малым плодом сей неустанной борьбы за чистоту Православия явилась эта небольшая брошюра, освещающая тонкую и болезненную для многих тему подлинного послушания — того послушания, о котором учат святые отцы, но которое, к сожалению, до сих пор у нас пренебрегаемо и малоизвестно. А если предать полному забвению учение об истинном послушании, то восторжествуют лжеучители и лжепастыри, которые поведут паству неверным путём, увлекая её за собой в пропасть вечной погибели.

Июнь 2006 Протоиерей Феодор Зисис

ПРИМЕЧАНИЯ

* Прещение (запрет в священнослужении) было наложено на отца Феодора в июне 2005 года. Однако возмущение по этому поводу церковной полноты (всех верующих, народа) и горячая поддержка многих клириков (священников, диаконов и других членов церковного причта) способствовали тому, что уже в сентябре 2005 года прещение было снято.

** Территория Греции поделена между двумя православными юрисдикциями: Константинопольским Патриархатом (Церковью) и Элладской Церковью. В частности, Святая Гора Афон, сохраняя большую самостоятельность, - не подчиняется, но поминает Вселенского (то есть Константинопольского) Патриарха.



Протоиерей Феодор Зисис (Πρωτοπρεσβύτερος Θεόδωρος Ζήσης),

профессор Фессалоникского университета имени Аристотеля

«Благое непослушание или худое послушание?» ("Κακή υπακοή και αγία ανυπακοή")

ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

 
http://af0n.ru/Afon-palomnichestvo.Svyataya-Gora.Protoierej-Feodor-Zisis-Nyne-popiraetsya-Evangelie-i-otvergaetsya-Istina-i-molchaniem-predaets

__________________________________________________ 

Другие главы книги прот. Ф. Зисиса "Благое непослушание или худое послушание?"