Великая добродетель Послушания многими понимается неправильно - Верующие теряют свою свободу во Христе
Глава 2 СВЯТОЕ НЕПОСЛУШАНИЕ ИЛИ ХУДОЕ ПОСЛУШАНИЕ?
По ряду причин великая добродетель послушания, к большому сожалению, многими понимается неправильно. Из-за этого верующие теряют свою свободу во Христе, свой внутренний, духовный потенциал и всякую способность к борьбе и подвигу. И в руках некоторых, на вид благочестивых, «духовников» часто превращаются в безвольные и несвободные создания, в этаких бессловесных и безропотных рабов...
Серьёзно обратиться к теме послушания нас подвигла проблема, давно существующая в Церкви: большинство из нас, зачастую, отождествляют священноначалие, предстоятеля и епископат — с самой Церковью, отдельных личностей — с целым институтом, каковым, несомненно, является Церковь. И поэтому проявление непослушания в каких-то вопросах кому-либо из этих лиц воспринимается как непослушание самой Церкви.
Но что же на самом деле значит - послушание Церкви? Послушание ли главе Церкви, архиереям и иереям как физическим лицам — невзирая на то, добрые ли они пастыри или же наёмники, бросающие овец на произвол судьбы или даже в объятья волков? Несмотря на то, послушны ли они сами истине православной веры, являются ли «верно преподающими слово истины» (2 Тим. 2, 15)? Вне зависимости от того, согласно ли всё, что они говорят и делают, с православным учением или же представляет собой заблуждение? И надлежит ли нам следовать за любыми духовными лицами и слушаться их всех, добрых и злых, соблюдая всё, чему они учат, не разбирая, истина это или ложь? Безусловно, - нет! Если бы в Церкви одержало верх такое искажённое представление о послушании, тогда бы в ней и поныне царила бы ересь, ибо святые должны были бы пребывать в послушании еретичествующим патриархам и иерархам; тогда бы в ней навеки утвердились николаизм ²² вкупе с гомосексуализмом...
Послушание Церкви — это послушание вовсе не каким-то конкретным личностям (ибо людям, как известно, свойственно заблуждаться), но непреложной истине Церкви, как она явлена в Евангелии и непреходящем многовековом святоотеческом Предании. О послушании священноначалию - послушание только Пастырям добрым, радеющим об овцах
Всё, что Священное Писание и святые отцы говорят о послушании священнослужителям, подразумевает послушание пастырям добрым, неусыпно радеющим об истине и спасении верных. Классический тому пример — отрывок из Послания святого апостола Павла к Евреям:
«Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13, 17). Однако необходимым условием такого послушания он считает, в первую очередь, неусыпную заботу пастырей о душевном спасении пасомых:
«Ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр. 13, 17). Апостол также побуждает верующих поминать наставников. Но каких наставников? Тех, кто примером своей жизни учит слову Божию:
«Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13, 7). То же относится и к словам святителя Игнатия Антиохийского ²³ о послушании священноначалию. К его посланиям совершенно опрометчиво апеллируют многие поборники епископоцентричной экклесиологии, пытаясь найти законное основание или оправдание безраздельной власти епископов, которая зачастую принимает формы самодурства и тирании ещё и похлеще папских.
Действительно, в своих посланиях святой Игнатий побуждает проявлять полное послушание архипастырю. Но всякому ли? Отец Георгий Металлинос ²⁴, присутствуя на различных собраниях духовенства, где, со ссылкой на святителя, обосновывается необходимость беспрекословного и абсолютного послушания архиерею, всегда замечает, что при этом следовало бы ещё уточнять, какими достоинствами он должен обладать, чтобы требовать послушания себе. Ведь далеко не всякий владыка соответствует тем высоким критериям, которым должен отвечать истинный епископ.
А в своих посланиях святой Игнатий Богоносец, безусловно, подразумевает послушание как раз архипастырю доброму, каким, вне всякого сомнения, являлся он сам. Многие ли из нынешних иерархов, подобно святителю, являют собой пример для подражания — своим смирением, подвижническим характером и активной деятельностью против ересей, а также своим исповедничеством и готовностью пострадать за истину - даже до смерти? Но ведь именно таких достойных епископов, верно преподающих слово истины, поминает Церковь во время совершения Евхаристии.
Можно ли слушаться священнослужителей, ведущих паству к погибели?
Мыслимо ли слушаться священнослужителей, не проповедующих истину Евангелия и примером своей жизни ведущих паству в пропасть погибели или же оправдывающих ересь ересей — экуменизм? И чему в образе жизни таких клириков стоило бы подражать?
Святое непослушание совершенно необходимо тогда, когда ересь и моральное разложение принимают колоссальные размеры, когда Церковь в лице священноначалия впадает в заблуждение, как это происходит в наши дни в отношении архи-ереси экуменизма...
Архиереи, не возвышая против нечестия свой голос, разделяеют вину апостатов ...
Ересь оскверняет и поражает всё тело Церкви, и поэтому неважно, что понтифик посетил только Афины или что ВСЦ заседало в пределах митрополии Аттики ²⁵. В вопросах веры нет такого понятия, как «в моём ведении» или «в чужой компетенции». Так, еретик Арий ²⁶ объявился в далёкой Александрии ²⁷, а бороться с новым лжеучением стали каппадокийские отцы ²⁸; или, например, в Константинополе начал свою еретическую проповедь Несторий ²⁹, но борьбу с ним вёл,' главным образом, Александрийский святитель Кирилл ³⁰.
Таким образом, ни для кого из архиереев не может служить оправданием тот факт, что нога папы не ступала в пределы их епархий, или что конференция ВСЦ проходила не в их митрополии, или что лично они не совершали совместных молитв с католиками и протестантами.
Раз они тому не противились, никак не противодействовали, не протестовали и не возвышали свой голос против этого нечестия, значит, наравне со всеми, причастными к ереси экуменизма, разделяют ответственность и несут вину за то, что вершилось, и в равной степени с другими причастны к этому заблуждению. Ведь, по слову святого Иоанна Златоуста ³¹, епископ должен радеть не только о своей епархии, но и обо всей Вселенской Кафолической ³² Церкви в целом: «Предстоятелю следует заботиться не только о Церкви, вверенной ему Духом, но и о Вселенской»*.
Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи и священники
Поскольку мы не видим, чтобы кто-либо из церковной иерархии боролся с экуменизмом, выступал против него, как-то противостоял натиску католичества и антиправославной деятельности ВСЦ, то мы сами вынуждены возвысить свой глас. Но тотчас умолкнем, лишь только просветит Господь архипастырей, и они начнут хоть что-то делать в сложившейся плачевной ситуации. А пока этого не произойдет, заниматься этим придётся нам, простым клирикам и монахам.
Все мы в ответе за Церковь, а не только одни архиереи, ибо Церковь — это не чья-то частная собственность. Епископ вкупе с духовенством, а также миряне, как единое тело с главой — Христом, несут ответственность за неё, каждый в своей мере. Нередко было, когда в заблуждение впадали патриархи и иерархи, на защиту Церкви от всевозможных ересей становились как раз простые пресвитеры и иноки, а верующий народ - испокон веков, вообще, признаётся стражем Православия.
Богословские диалоги ни к чему не приводят и ускоряют общую апостасию
И последнее: неоднократно представляя Вселенскую патриархию и Элладскую Церковь на межхристианских конференциях, мы наглядно убеждались в том, что подобные богословские диалоги не только ни к чему не приводят, но, напротив, ведут к апостасии ³³, к отпадению от Православия.
Экуменисты из числа православных, участвуя в подобных встречах, нисколько не свидетельствуют об истине нашей веры, хотя именно эту цель они декларируют и якобы преследуют — на самом же деле, этой целью они просто прикрываются, используя как аргумент для оправдания своего участия в ВСЦ и других подобных организациях, и не более того.
ПРИМЕЧАНИЯ ²² Николаизм - ересь апостольского века, в отношении которой Христос, через святого апостола Иоанна (☦ ок. 104), дважды изрёк, что "учение николаитов и дела их Он ненавидит" (Откр. 2, 6; 15). Нет общего мнения в отношении того, кто был Николай и в чём заключалось его учение. Николаизм считают самой первой ересью, предшествующей всем гностическим ересям.
— Одни в его имени находят то, что могло бы как-то прояснить суть ереси, полагая, что николаиты - это название символическое, что Николай (греч. - "побеждать народ") соответствует имени Валаам (евр. бэла - побеждать и хаам - народ), и что именуются им все лжеучители, подобно волхву Валааму, увлекающие к идолопоклонству и нечистоте (Откр. 2, 14). Возможно, николаиты держались учения Валаама (или даже это была одна и та же ересь).
— Другие, например святители Ириней Лионский (140 - 202) и Ипполит Римский (☦ 235), приписывают её происхождение Николаю, пришельцу антиохийскому, обращенному из язычников, одному из семи диаконов, упоминаемых в Деяниях святых апостолов (Деян. 6, 5), который впоследствии исказил учение Христово, став основоположником ереси.
— Но есть и те (напр., святители Игнатий Антиохийский (ок. 50 - ок. 107) и Климент Александрийский (ок. 150 - до 250), а также Евсевий Кесарийский (260 - ок. 340)), кто утверждают, что еретики, прикрываясь его именем, извратили смысл слов [диакона] Николая:
«плоть нужно умерщвлять», имевшего в виду, что тело нужно подавлять, попирая страсти и избавляясь от плотских вожделений; что следует, осознав похоть, смирить плоть. Считая материю злом, николаиты учили о необходимости умерщвлять плоть и возвышать дух над материей, побеждая чувственность необычным способом - через удовлетворение страстей, ибо все они, как верили николаиты, даже самые грубые и низкие, естественны и полезны. По учению николаитов, благодать от Бога может получить только согрешающий, поэтому, чтобы получить большую благодать, следует больше грешить. Ересь эта возникла как результат противодействия иудейскому влиянию - её приверженцы отрицали, в частности, ограничения Апостольского собора (49 года), относительно идоложертвенного и блуда, тем самым проповедуя компромисс с язычеством.
— Некоторые полагают, что понятием "николаизм" обозначается плотская греховность духовных лиц.
²³ Священномученик Игнатий Антиохийский, Богоносец (ок. 50 - ок. 107) - один из апостольских мужей. Родом сириец; его имя Нуроно означало «огненный» (Игнатий - от латин. ignis - огонь). Полагают, что именно он был тем ребёнком, которого поставил Господь среди народа и сказал, что "если не будем, как дети, то не войдём в Царство Небесное" (Мф. 18, 1 - 14). Сказание это впервые встречается у преподобного Симеона Метафраста (☦ ок. 960). Святитель Григорий Двоеслов (590 - 604) утверждает, что священномученик входил в круг учеников апостола Петра (☦ 64/67), другие отцы считали, что - в круг апостолов Павла (☦ 64/67) и Иоанна (☦ ок. 104). Советом всех апостолов он был поставлен после святого Ввода (57-86), преемника апостола Петра, епископом Антиохии Сирийской (по другой версии, был рукоположен самим апостолом Петром). Его писания относят к памятникам ранней христианской письменности - до нас дошло четырнадцать посланий, в некоторых из них он превозносит епископский сан и требует беспрекословного повиновения епископу.
²⁴ Протоиерей Георгий Металлинос - профессор богословского факультета Афинского университета, известный современный богослов и выдающийся церковный писатель.
²⁵ Аттика - префектура на юго-восточной оконечности Центральной Греции, расположенная на одноимённом полуострове, который глубоко вдаётся в Эгейское море и оканчивается мысом Суний. В Аттике находится столица Греции город Афины.
²⁶ Арий (260 - ок. 336) - пресвитер в Александрии, учивший, что Христос не единосущен Богу Отцу, но подобосущен Ему и сотворён Им прежде всех вещей; сделав Его Богом, Отец через Него создал всё сущее, но Сын меньше Отца по Божеству, свойствам и славе, а Дух Святой меньше Сына, Который создал Его как орудие для сотворения мира. Учение Ария впервые было им сформулировано в 318 г. во время споров с Александрийским архиепископом Александром (312 - 326). Императоры Констанций II (337 - 361) и, особенно, Валент (364 - 378) открыто покровительствовали арианам. Только в правление святого Феодосия I Великого (379 - 395) арианство было осуждено как ересь Вселенскими Соборами - Первым Никейским (325) и Вторым Константинопольским (381), а сам Арий отлучён от Церкви и сослан. В Никее был принят Символ веры с антиарианским исповеданием Сына как «от Отца рожденного, несотворенного, единосущного (омоусиос) Отцу», таким образом восторжествовало омоусианство (единосущие Христа Богу Отцу) - учение противоположное арианству, утверждавшему омиусианство (подобосущие). Среди некоторых народов (остготов, вестготов, бургундов, вандалов и лангобардов) арианство сохранялось до VI - VII вв. из-за простоты и близости к понятиям язычников, так как триединство Божества оно, по сути, подменяло иерархией многобожия (Сын меньше Отца, а Дух Святой меньше Сына).
²⁷ Александрия (араб. Аль-Искандария) - город на севере Египта, в западной части дельты Нила, основан Александром Македонским (332 - 331 гг. до Р. Х.); во времена Птолемеев (330 - 305 гг. до Р. Х.) - столица Египта и центр эллинистической культуры, средоточие знаменитых ученых и писателей целой эпохи (александрийской). Здесь был создан перевод Ветхого Завета на греческий язык - «Септуагинта» (271 г. до Р. Х.). Александрийская библиотека, хранившая около 500 тыс. свитков, сгорела в I в. до Р. Х. На северной оконечности острова Фарос (сейчас нераздельная часть материка) стоял знаменитый Александрийский маяк (110 м). В 646 г. городом овладели арабы. Апостол Пётр (☦ 64/67) рукоположил епископом для Александрийской церкви апостола Марка (☦ 62), который принял здесь мученическую кончину.
²⁸ Каппадокия - область, расположенная в центральной Анатолии (древнее название Малой Азии, относящееся к Х в., впервые употреблено императором Константином Багрянородным (945-959)). [Малая Азия - самый западный полуостров Азии, ограниченный на севере - Черным и Мраморным морями, Константинопольским и Дарданельским проливами, на юге - Средиземным, на западе - Эгейским морем, а на востоке - Арменией. Название Малая Азия появилось в начале V в. по Р. Х.].
Каппадокийцами именуются жившие в IV в. святители Василий Великий (330 - 378), Григорий Нисский (335 - 394) (были родными братьями), Григорий Богослов (300 - 391) (Назианзин; друг святого Василия) и Амфилохий Иконийский (340 - до 400) (двоюродный брат святого Григория) - не только за то, что все они были родом из Каппадокии и были близкими друзьями и епископское служение проходили в этой области, но и из-за общности в их учении, занимавшем примирительное положение между Антиохийской и Александрийской школами, так как, придерживаясь философии Платона, они были не чужды и аристотелевских воззрений. Воспользовавшись точными понятиями аристотелевской школы, они не только истолковали и раскрыли церковное учение (главным образом, триадологию, учение о Троице), но и придали ему форму и точное выражение, переведя его на язык философских понятий, что сказалось в первую очередь на терминологии.
Антиохийская богословская школа - основана в Сирии в конце III-начале IV вв. Её начало предание возводит к апостолу Павлу, но основателем считается пресвитер Дорофей; одним из её основоположников был священномученик пресвитер Лукиан (☦ 311), учениками которого были епископы Евсевий Никомидийский, Леонтий Антиохийский и др.
Александрийская богословская школа возникла в 180 г., но некоторые относят её начало к апологету Афинагору или даже к апостолу Марку (☦ 62). Основателем её был катехет Пантен (☦ ок. 200), наиболее видными представителями были: в III в. - преемник Пантена святитель Климент Александрийский, Ориген; в IV в. - святитель Афанасий Великий, в V в. - святитель Кирилл.
В противоположность идеалистическому и умозрительному пути, которому следовали александрийцы при изучении Писания, толкуя его аллегорически, антиохийцы придерживались его буквального смысла, стараясь прибегать к исторической критике. В философии они примыкали к Аристотелю, в то время как александрийцы придерживались учения Платона. В вопросе об отношении Божественного и человеческого естеств в лице Спасителя они выступали противниками александрийцев, которые разрешали его в смысле обоготворения человеческого естества Христа и соединения естеств объясняли понятием полного объединения. Антиохийцы же стояли за строгое различение двух естеств даже по соединении их в одном лице и в Христе видели Человека, связанного с Божиим Словом (Логосом) в одно нераздельное единство, Человека, Которого Слово избрало своим орудием и храмом, но Который нравственно развивался путём чисто человеческим, что выразилось в борьбе с искушениями, в Его страданиях и смерти. Разность их подходов к христологической проблеме можно выразить так: антиохийцы говорили о Слове вочеловечившемся, александрийцы - о Слове воплотившемся; то есть первые никогда не упускали из виду полноту человеческой природы Христа, тогда как вторые говорили в первую очередь о Божественности Слова, ставшего плотью. И поэтому, если некоторые александрийцы пришли к монофизитству, то из Антиохийской школы вышли ересиархи Арий (IV в.) и Несторий (V в.), которого упрекали в том, что он допускал в едином Христе два лица.
Главные представители Антиохийской школы: в IV в. епископы Феодор Гераклейский, Евсевий Эмесский, святители Кирилл Иерусалимский и Евстафий, Ефрем, диакон Эдесский, Диодор Тарсийский; в V в. ученики Диодора - святитель Иоанн Златоуст, Мелетий Антиохийский и Феодор Мопсуестийский с учениками - Феодоритом Киррским и Несторием, Ивой Эдесским, Василием Селевкийским. Некоторые её представители были после смерти канонизированы (святители Евстафий и Иоанн Златоуст); кого-то посмертно анафематствовали (Феодор Мопсуестийский), отдельные труды некоторых были осуждены (Феодорит Киррский, Ива Эдесский), третьи ещё при жизни были осуждены как еретики (Диодор Тарсийский, Несторий).
Впрочем, и из стен Александрийской школы выходили святые, заблуждающиеся и еретики. Так, святители Климент, Афанасий и Кирилл причислены к лику святых. Ориген через три столетия после смерти был осуждён на V Вселенском соборе (553). А Аполлинарий Лаодикийский (IV в.) и Евтихий (IV в.) ещё при жизни были осуждены за ересь.
²⁹ Несторий (после 381 - ок. 450/2) - Константинопольский епископ (428 - 431). В христологических спорах подчёркивая человеческую природу Христа, именовал Матерь Божию «Христородицей» и даже «Человекородицей», как родившей человека Иисуса, с которым соединилось Слово Божие, пребывающее с ним в особом нравственном или относительном соединении; он был лишь обителью Божества„через наитие Святого Духа став Христом, то есть Помазанником. Всем этим ниспровергался догмат Воплощения. Его взгляды как еретические были осуждены на III Вселенском Соборе в Ефесе (431), а сам Несторий отлучён от Церкви.
³⁰ Святитель Кирилл I (375 - 444) - патриарх Александрийский (с 412), один из отцов Церкви, создатель учения о Богочеловеке: в борьбе с несторианством сформулировал принципы христологии (учения о Боговоплощения как реальном соединении в личности Христа двух природ - Божественной и человеческой, об их отношении - общении свойств и способе сочетания и единения - без смешения, слияния, сорастворения или поглощения). Автор Epistola Synodica с двенадцатью анафематизмами Нестория (428 - 431), а также полемических сочинений против него, в которых утверждается нераздельное соединение природ во Христе, начиная с момента Его рождения в мир; в этих трудах был введён термин «ипостасное единство» двух природ без их смешения или разделения. Участник III Вселенского Собора (431), осудившего ересь Нестория и утвердившего почитание Матери Божией Богородицей.
³¹ Святитель Иоанн I Хризостом (Златоуст) (354 - 407) - архиепископ Константинопольский (398 - 404), один из величайших отцов Церкви. За проповеди против роскоши, которые императрица Евдоксия (☦ 404), супруга Аркадия (395 - 408), приняла на свой счёт, святой был отправлен в ссылку, но последовавшее затем землетрясение сподвигло царицу вернуть его в столицу. Проповеди против пороков высшего общества привели к новому гонению на святителя (из шести лет патриаршества, три он провёл в ссылках). Умер святой Иоанн в изгнании под Команами (Абхазия), по дороге в Питиунт (Пицунду). Перенесение мощей святителя в Константинополь произошло в 438 г. За свои проповеди (ок. 1000) - святого Иоанна, начиная с VI века, стали именовать Златоустом (Хризостомом). Оставил толкования на многие книги Священного Писания и почитается Церковью как великий экзегет. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввёл в церковное употребление Крестные ходы.
³² Вселенская Кафолическая Церковь - Между понятием «соборная» (кафолическая) и понятием «вселенская» имеется различие. Соборность означает духовное единение всех членов Церкви земной между собой и с Церковью Торжествующей на Небесах во главе со Христом; вселенскость же означает, что Церковь Христова имеет распространение вселенское, т.е. всемирное, по всей вселенной - «даже до края земли» (Деян. 1, 8). Вселенскость Церкви есть составляющая соборности Церкви. Распространившись по всему миру в виде Поместных Церквей, святая Церковь, тем не менее, не утратила своего единства, своей соборности, потому что единственное основание подлинной соборности есть истина - Православие. Впервые слово «Кафолическая» (этимологически то же, что и «католическая») - для обозначения Церкви встречается у священномученика Игнатия Богоносца (ок. 50 - ок. 107) (Послание к смирнянам, 8).
³³ Апостасия (греч. отпадение, отступление) - в узком смысле, духовное отступничество и отпадение человека от Бога; в широком - процесс отступления человечества от христианской веры и благочестия, который будет предварять приход антихриста; именно апостасией закончится человеческая история. Пророчества об этом содержатся в Священном Писании (Апокалипсис и так называемые «малые» Апокалипсисы (Мф. 24 гл.; Мк. 13 гл.; Лк. 21, 5 - 36). Несмотря на то что перед кончиной мира Евангелие будет проповедано всем народам (Мф. 24, 14), в Своё Второе Пришествие Христос едва ли найдёт веру на земле (Лк. 18, 8).
http://af0n.ru/Afon-palomnichestvo.Svyataya-Gora.Protoierej-Feodor-Zisis-Velikaya-dobrodetel-Poslushaniya-mnogimi-ponimaetsya-nepravilno-Veruyu __________________________________________________ Другие главы книги прот. Ф. Зисиса "Благое непослушание или худое послушание?" - Об авторе
- Глава 2. Святое непослушание или худое послушание?
|