Прот. Феодор Зисис. Благое непослушание или худое послушание? Глава 4.3 E-mail
25.01.2011 22:34

Плох тот мир, который отдаляет нас от Бога, но похвальна та война, которую мы ведём против лжи и греха

Глава 4.3   СВЯТЫЕ ОТЦЫ О ПОСЛУШАНИИ - Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст
 

«...Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих». Святитель Иоанн Златоуст
 
3) Святители Григорий Богослов и Иоанн Златоуст

Святые Иоанн Златоуст³¹ и Григорий Богослов⁵³ в своих трудах неустанно воспевают величие священного сана⁵⁴. Поистине несравненным образом изображая высоту пастырского служения, высочайшие духовные качества и чистоту клириков, они вместе с тем изобличают падение и непостоянство многих из них — для того, чтобы было понятно различие между добрыми и злыми пастырями.

Во многих их творениях часто упоминается и о худых епископах. Но это не значит, что тем самым они впадают в грех осуждения или поношения. Единственное их желание — предостеречь и оградить верных чад от злых архиереев, которым такое обличение также принесёт пользу, естественно, если те смиренно и бесстрастно захотят услышать правду, тем самым являя подлинную мудрость, ибо сказано в Писании: «Не обличай кощунника, чтобы он не возненавидел тебя; обличай мудрого, и он возлюбит тебя» (Притч. 9, 8).

Святитель Григорий, претерпевший многие гонения и ссылки от плохих иерархов, пишет, что он не страшится ничего: ни нападок со стороны людей, ни нападений диких зверей. Единственное, чего он боится и желал бы избежать, так это злых епископов: «Одного избавь меня, злых епископов»".

Ибо архипастыри, поставленные быть учителями, вместо этого стали делателями всяческих злодеяний и многоразличного порока: «Стыдно говорить, как есть, но я скажу: поставленные быть учителями благого, мы есть источник всех зол».

Подобную же мысль мы встречаем и у святого Иоанна Златоуста:
«...Никого я так не боюсь, как епископов, — исключая немногих» ("Письма к Олимпиаде").

У святителя Григория Богослова есть также мудрые слова о том, что плох тот мир, который отдаляет нас от Бога (то есть когда мы соглашаемся с тем, что неугодно Ему, либо участвуем в том, что противно Его святой Воле), но похвальна та война, которую мы ведём против лжи, заблуждения и греха.

Пo аналогии с этим скажем:

как существует Благое и худое Послушание,
так есть худое и Благое Непослушание.
 
И как святитель Григорий, рассуждая о мире и войне, говорит, что
«брань лучше мира, разлучающего с Богом»,
 
так и мы дерзнём утверждать, что
Непослушание бывает лучше послушания, разлучающего нас с Господом.
 
 

ПРИМЕЧАНИЯ
 
³¹ Святитель Иоанн I Хризостом (Златоуст) (354 - 407) (греч. Ιωάννης ο Χρυσόστομος) - архиепископ Константинопольский (398 - 404), один из величайших отцов Церкви. За проповеди против роскоши, которые императрица Евдоксия (☦ 404), супруга Аркадия (395 - 408), приняла на свой счёт, святой был отправлен в ссылку, но последовавшее затем землетрясение сподвигло царицу вернуть его в столицу. Проповеди против пороков высшего общества привели к новому гонению на святителя (из шести лет патриаршества, три он провёл в ссылках). Умер святой Иоанн в изгнании под Команами (Абхазия), по дороге в Питиунт (Пицунду). Перенесение мощей святителя в Константинополь произошло в 438 г. За свои проповеди (ок. 1000) - святого Иоанна, начиная с VI века, стали именовать Златоустом (Хризостомом). Оставил толкования на многие книги Священного Писания и почитается Церковью как великий экзегет. Он составил последование (чин) Литургии, носящей его имя, ввёл в церковное употребление Крестные ходы.

 
⁵³ Святитель Григорий I Богослов, или Назианзин {ок. 300 - ок. 391), - выдающийся богослов, один из трёх вселенских учителей Церкви.
Друг и сподвижник святителя Василия Великого (330 - 378); сын святого Григория (Старшего), епископа Назианза. Был епископом Сасима (Каппадокия), но, скорее всего, он никогда не литургисал в пределах своей епархии. После смерти отца унаследовал кафедру Назианза (Каппадокия), а затем был избран патриархом в арианствующий Царьград (379 - 381).
Председательствовал на II Вселенском Соборе (381), способствовав утверждению христологии и православного понимания Святого Духа как третьего Лица Троицы. Автор многих богословских сочинений, среди которых особенно выделяются «Пять слов о богословии», за что Церковь и именует его Богословом.

Его автобиографические поэмы «О моейф жизни», «О моей судьбе» и «О страданиях моей души» стоят в том же ряду, что и «Исповедь» блаженного Августина (354 - 430).

 
⁵⁴ Имеются в виду Слово 2-е (в русском переводе 3-е) святого Григория [Богослова] (300 - 390), а также «Шесть слов о священстве», написанные святителем Иоанном [Златоустом] (354 - 407) по следующему поводу:
ему и святому Василию (330 - 378) стало известно, что собравшиеся в 374 г. в Антиохии епископы вознамерились поставить их обоих архипастырями.

Святитель Иоанн, представляя высоту иерейского, а тем паче архиерейского служения и считая себя неприготовленным к надлежащему исполнению обязанностей пастыря, скрылся тайно ото всех и даже от своего собрата Василия, который и был возведён во епископа (вероятно, Рафаны Сирийской, близ Антиохии).

Вскоре, увидевшись со святым Иоанном, святитель Василий высказал ему свои дружеские упрёки за уклонение от священного сана, блистательным ответом на которые и служат эти слова о священстве, написанные между 374 и 386 гг., когда святитель Иоанн уже был рукоположен во пресвитера.

 

http://af0n.ru/Afon-palomnichestvo.Svyataya-Gora.Protoierej-Feodor-Zisis-Ploh-tot-mir-kotoryj-otdalyaet-nas-ot-Boga-no-pohvalna-ta-vojna-kotoru 

 

__________________________________________________ 

 

Другие главы книги прот. Ф. Зисиса "Благое непослушание или худое послушание?"