Прот. Феодор Зисис. Благое непослушание или худое послушание? Глава 3 E-mail
25.01.2011 22:20

Священное Писание дает чёткое различие между добрыми пастырями и наёмниками, волками в овечьих шкурах

Глава 3   СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ О ПОСЛУШАНИИ



Писание делает чёткое различие между добрыми пастырями и злыми наёмниками;
истинными и подлинными служителями Божиими, учителями, пророками — с одной стороны,
и лжесвященниками, лжеучителями и лжепророками — с другой.
 
Приведём цитаты из книги святого пророка Иеремии³⁴, которые использует и святитель Григорий Палама³⁵ применительно к современным ему лжепастырям-еретиками:

«Изумительное и ужасное совершается в сей земле: пророки пророчествуют ложь,
и священники господствуют при посредстве их» (Иер. 5, 30-31).
«Пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно, и всё стадо их рассеяно» (Иер. 10, 21).
«Множество пастухов испортили Мой виноградник, истоптали ногами участок Мой;
любимый участок Мой сделали пустою степью; сделали его пустынею» (Иер. 12, 10-11).
 
Сам Христос чётко разделяет пастырей на добрых и злых, побуждая слушаться только хороших, а отнюдь не плохих — наёмников, которых интересует лишь собственная выгода и которые отнюдь не намерены жертвовать собой ради овец, оставляя их беззащитными при нападении волков:

«Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец.
А наемник, (не пастырь, которому овцы не свои),
видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит;
и волк расхищает овец, и разгоняет их»
(Ин. 10, 11-12).
 
Многие лжепастыри проникли в овчарню не через двери, то есть не благодатью Божией,
но «инуде», а именно посредством многоразличной СИМОНИИ³⁶.
И посему они,
как замечает в своём «Увещательном руководстве» преподобный Никодим Святогорец³⁷,
не суть богоизбранные сосуды Божии, и даже не ставленники народа,
а просто-напросто САМОЗВАНЦЫ.

 
Оттого то овцы и глядят на них как на чужаков, не слушаются их и не идут им вслед — ведь они следуют лишь за истинными пастырями:

«Истинно, истинно говорю вам:
кто не дверью входит во двор овчий, но перелазит инуде, тот вор и разбойник;
а входящий дверью есть пастырь овцам.
Ему придверник отворяет, и овцы слушаются голоса его,
и он зовёт своих овец по имени и выводит их.
И когда выведет своих овец, идёт перед ними;
а овцы за ним идут, потому что знают голос его.
За чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса»
(Ин. 10, 1-5).
 
Однако, если овцы, то есть верующие, по какой-либо причине всё же последуют за худым пастырем, то ответственность за этот шаг будут нести они сами.

Об этом ясно сказано в Апостольских постановлениях³⁸:

миряне не могут утверждать,
что они всего лишь послушные овцы, что сами они ничего не решают
и что вся ответственность лежит сугубо на пастыре, который и даст за всё ответ.
Мыслить так пагубно, ибо овцу поджидает верная смерть не только тогда,
когда она не идёт вслед за добрым пастырем и потому бывает задираема волками,
но и тогда, когда следует за злым — за лжепастырем.
В заключение Апостольские постановления предлагают следующий совет, который во все времена звучит актуально: «Посему, надобно бегать пастырей-губителей».

 
Невозможно упомянуть всё, что в Новом Завете говорится о лжеучителях, лжепророках и лжепастырях. Приведём лишь слова святого апостола Павла, обращенные к пресвитерам Ефесским³⁹, которых он призвал в Милит⁴⁰, возвращаясь в Иерусалим из своего последнего апостольского путешествия.
Он предупреждает их о том, что вскоре появятся пастыри — волки в овечьих шкурах — еретики, которые сделают всё, чтобы рассеять паству. Однако и из среды самих пресвитеров выйдут те, кто, извратят Евангелие, чтобы привлечь к себе слушателей и постараться сделать их своими приверженцами:

«Итак внимайте себе и всему стаду,
в котором Дух Святый поставил вас блюстителями,
пасти Церковь Господа Бога нашего,
которую Он приобрел Себе Кровью Своею.
Ибо я знаю, что, по отшествии моём,
войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
и из вас самих восстанут люди,
которые будут говорить превратно,
дабы увлечь учеников за собою»
(Деян. 20, 28-30).
 
И последнее: Апостол языков (Апостол Павел) предупреждает верных, что в вопросах веры и послушания необходимо проявлять такую осторожность и рассудительность, что даже если бы он сам или же ангел начали учить чему-то иному, неведомому прежде, то не следовало бы их слушаться:

«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1, 8)

 

ПРИМЕЧАНИЯ
 
³⁴ Пророк Иеремия (VII - VI вв. до Р.Х.) - второй из четырёх великих пророков Ветхого Завета, последний пророк Иудейского царства. Основу ветхозаветной книги, носящей его имя, составляют проповеди и изречения пророка, записанные им и его сподвижником Варухом. Особенностью этой книги является расхождение между её еврейским (масоретским) текстом и переводом семидесяти толковников (Септуагинты), которое касается расположения некоторых глав, а также отсутствия в переводе 2700 слов масоретского текста. Пророку приписывается авторство Плача Иеремии, а также неканонического Послания Иеремии - полемического произведения, направленного против идолопоклонства.

³⁵ Святитель Григорий Палама (1296-1359) - архиепископ Фессалоникский. В двадцать лет удалившись на Афон, начал постигать премудрости умного делания, требующего уединения и безмолвия; такое монашеское делание получило название исихазма (с греч. покой, молчание). Противник Варлаама и Акиндина в вопросе о природе Фаворского света. Константинопольский собор 1341 г. принял положение святого Григория (против ереси монаха Варлаама из Калабрии, Южная Италия) о различении сущности Бога (запредельной и недоступной) и Его энергий, пронизывающих мир и сообщаемых человеку; за подвиг поста и молитвы Господь озаряет верующих нетварным Светом, каким сиял Он на Фаворе. Учение Варлаама было осуждено как ересь, а сам он, преданный анафеме, удалился в Италию. Однако болгарский монах Григорий Акиндин продолжил полемику. Патриарх Иоанн XIV Калека (1334 - 1347), придерживающийся еретических мнений, при поддержке императора Андроника III (1328 - 1341) отлучил святителя от Церкви (1344) и подверг темничному заключению. В 1347 г., после смерти патриарха, святой был освобождён и возведён в сан архиепископа Фессалоникского. Влахернский собор (1351) засвидетельствовал православность его учения, которое было признано официальной доктриной Церкви. Через девять лет после кончины он был канонизирован на Константинопольском соборе при святителе Филофее Коккине (1353 - 1354 и 1364 - 1376), который написал его житие и составил ему службу. (Палама, как и Коккин, родовые имена этих святых, нечто подобное современным фамилиям).

³⁶ Симония - термин, появившийся в IV в.; происходит от имени Симона-волхва, который, как сказано в Деяниях святых апостолов (Деян. 8, 9-24), просил учеников Христовых продать ему дар низведения Святого Духа; означает приобретение за мзду благодатного иерархического служения в Церкви; так называлась распространенная в Средние века в Западной Европе практика покупки-продажи церковных должностей или духовного сана.

³⁷ Преподобный Никодим Святогорец (1749 - 1809) - просвещённый афонский монах. В 1777 г. участвовал в подготовке к изданию«Филокалии» («Добротолюбия») - сборника аскетических творений святых отцов и других книг. С этого началось его главное делание - переводить, писать и издавать духовные книги. Он перевёл с латыни и значительно отредактировал книгу итальянского монаха Лоренцо Скуполи «Невидимая брань», переведённую на русский язык святителем Феофаном Затворником (1815 - 1894). Честная глава преподобного хранится на Афоне в келье Скуртеон в Карее (административном центре Святой Горы). Причислен к лику святых 31 мая 1955 r указом Константинопольского патриарха Афинагора (1948 - 1972).

³⁸ Апостольские постановления - письменный памятник, полное заглавие которого «Постановления святых апостолов через Климента, римского епископа и гражданина» («Constitutiones apostolicae»), приписываемый священномученику Клименту Римскому (☦ 101). Редакция сборника восходит к V в. В его основе лежат разнообразные источники, такие как «Учение кафолическое двенадцати апостолов и святых учеников Спасителя нашего» (III в.) и «Учение двенадцати апостолов» (Дидахи) (конец I в.). В сборнике помещены молитвы, чин Крещения и Евхаристии, список посвящённых апостолами епископов и их первых преемников; постановления о катехуменате, о домашней жизни мужчин, женщин и девственниц; наставления касательно установлений и порядков церковной жизни, прав и обязанностей лиц духовных, их избрания и посвящения, в отношении церковных праздников, постов, молитв, богослужения; говорится об обязанностях и деятельности епископа, о лицах, ему близких, и о его сотрудниках - диаконах, диакониссах, иподиаконах, чтецах; о вдовицах и сиротах; о мучениках, о праздновании Пасхи, об отношении к еретикам; о дарованиях, о рукоположении.

³⁹ Ефес - крупнейший из двенадцати городов Ионии (область на западном побережье Малой Азии у Эгейского моря; теперь это территории, прилегающие к г. Измиру в Турции), первоначально был центром малоазийских греческих колоний, а во время владычества римлян - главный город провинции Азия.

⁴⁰ Милит - город в Карии, на юго-западе Малой Азии. Христианство в Милите было насаждено апостолами, и один из епископов Милита присутствовал на Никейском Соборе (325). В Новом Завете название города встречается несколько раз (Деян. 20, 15-17; 2 Тим. 4, 20).
Не следует его путать с Мелитом, островом, на котором побывал святой апостол Павел (Деян. 27,27-44; 28,1-11)
и который некоторые (начиная с императора Константина VIII Багрянородного, Х в.) отождествляют с островом Меления, сегодняшний Млиет, возле берегов Хорватии;
другие (со времён рыцарей мальтийского ордена Иоаннитов, XVI в.) - ???;
но по последним научным данным (Н. Warnecke) - это остров Кефаллония в Ионическом море.

 

http://af0n.ru/Afon-palomnichestvo.Svyataya-Gora.Protoierej-Feodor-Zisis-Svyashennoe-Pisanie-daet-chetkoe-razlichie-mezhdu-dobrymi-pastyryami-i 

 

__________________________________________________ 

 

Другие главы книги прот. Ф. Зисиса "Благое непослушание или худое послушание?"