Артефакты Предания по экуменической проблематике
Лурье В.М. Правило 15 собора Двукратного E-mail
04.08.2010 16:30

Правило 15 собора Двукратного 

Ответ читателю

Вдъ-Информ: Редакции нашего бюллетеня был задан вопрос относительно правила 15 Собора Двукратного — того самого, ссылками на который бывает испещрена вся современная екклисиологическая полемика. Ввиду большой церковно-общественной значимости темы, редакция попросила одного из своих членов ответить на этот вопрос на страницах бюллетеня. Ниже мы приводим письмо читателя (в переводе с английского) и ответ чтеца Василия Лурье.

Дорогая Редакция!

В английском переводе (в Книге Правил) правило 15 Собора Двукратного дозволяет каждому отделяться, прерывая евхаристическое общение с любым епископом, который открыто проповедует ересь "уже осужденную святыми Соборами или Отцами".

Относится ли это только к семи Вселенским Соборам или также и к Поместным Соборам? В последнем случае, какие Соборы должны считаться достаточно авторитетными, чтобы включать их в список тех Соборов, чьи постановления могут считаться достаточно авторитетными для разрыва евхаристического общения со своим епископом?

Что бывает, если какая-нибудь Поместная Церковь сначала постановит в каком-либо правиле, принятом ее Поместным Собором, что некое учение или обычай находятся под анафемой, но затем поменяет свое мнение и постановит прямо обратное? Могут ли в таком случае верные отделиться от тех епископов, которые участвовали во втором Соборе (в том, который переменил решение первого Собора)?

И еще: должно ли это правило пониматься лишь в связи с ПРАВИЛАМИ Собора или же, по аналогии, также распространяться на те ереси и обычаи, которые были анафематствованы Поместным Собором? Ведь, например, известно, что, хотя сама традиция анафематствовать ереси в Неделю Православия была установлена Церковью как целым и для Церкви как целого, но конкретные формулировки анафем (и также состав анафематизмов) бывал различным, в зависимости от обстоятельств места и времени (смотря по тому, какие ереси были наиболее опасными для православных христиан в данное время).

Если, например, некая Поместная Церковь анафематствует учение или обычай "А", а затем какой-либо епископ открыто учит или исполняет это "А", имеют ли право благочестивые православные христиане отделиться от этого епископа, согласно правилу 15 Собора Двукратного?

Наконец, каких "Отцов" имеет ввиду данное правило?

Это правило часто цитируется в защиту самых разных воззрений, и я был бы весьма благодарен Вам за разъяснения.

А. Салютхин, Швейцария.
Подробнее...
 
Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Гл.13 О святых и пречистых таинствах Господних E-mail
27.07.2010 16:39

Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры.

Гл.13  О святых и пречистых таинствах Господних

Подробнее...
 
Архим. Амвросий (Погодин). О чине принятия в Православную Церковь. Исторический обзор E-mail
21.07.2010 14:46
Архимандрит Амвросий (Погодин)

О чине принятия в Православную Церковь. Исторический обзор

Содержание: Введение. Принятие инославных в древней Церкви. Принятиe инославных в Русской Церкви. Законодательства Русской Церкви о принятии инославных. Оценка постановления Константинопольского Собора 1756 г. Принятие инославных в Америке и Канаде. Заключение.
Подробнее...
 
Архим. Кирилл (Говорун). Богословские аспекты и практика приема в православие из инославия E-mail
20.07.2010 17:03

 Архим. Кирилл (Говорун)

Богословские аспекты и практика приема в православие из инославия

Вопрос о способах принятия в церковное общение из других христианских исповеданий представляет актуальность для Церкви с давних времен и до сих пор. Этот вопрос имеет несколько измерений:

Подробнее...
 
Хартия об отлучении от Церкви 1054 г и отчет послов Римского престола о происшедшем в Константинополе E-mail
20.06.2010 18:02

Хартия об отлучении от Церкви патриарха Константинопольского Михаила Керулария и его приверженцев:


Humbertus, Dei gratia cardinalis episcopus Sanctae Romanae Ecclesiae; Petrus, Amalfitanorum archiepiscopus; Fridericus diaconus et cancellarius, omnibus catholicae Ecclesiae filiis. 

Гумберт, Божией милостью кардинал и епископ Святой Римской Церкви; Петр, архиепископ Амальфи; и Фридрих, диакон и канцлер, всем чадам Католической Церкви.

Подробнее...
 
М.А. Новоселов. Спасение и вера по православному учению. E-mail
18.06.2010 18:32

М.А.Новоселов. Догмат и мистика в православии, католичестве и протестантстве. - М.: Лепта-Пресс, 2003.

Книга 2. Спасение и Вера по православному учению [1]

 

Подробнее...
 
Ж.-К. Ларше. Исповедание православной веры как основной экклезиологический критерий E-mail
18.06.2010 09:32

Глава из книги: ЖАН-КЛОД ЛАРШЕ. Преподобный Максим Исповедник – посредник между Востоком и Западом. Перевод Олеси Николаевой. - М., Изд. Сретенского монастыря. 2004.

Подробнее...
 
Беневич Г.И. Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии E-mail
14.06.2010 01:15

Полемика об опресноках при патриархе Михаиле Кируларии


Беневич Г.И.

Церковное противостояние между латинянами и византийцами, начавшееся в 1053 году, имело бурное развитие. В статье Г.И. Беневича повествуется о ходе прений между двумя сторонами, рассматривается история обмена полемическими сочинениями. Особенно подробно освещаются различные аспекты спора об опресноках.


            События 1053-1054 гг., ставшие своего рода символической вехой в церковном разделении Константинополя и Рима, хорошо изучены. Мы лишь совсем кратко остановимся на их истории, недавно вновь реконструированной в отечественной литературе А. В. Барминым с учетом максимального числа известных на сегодня источников [1], чтобы обратиться далее к содержательной стороне этой полемики. 

Подробнее...
 
Антиэкуменические апостольские и соборные правила E-mail
12.06.2010 12:56

Апостольские правила 

 

10. Если кто с отлученным от общения церковного помолится, хотя бы то было в доме: таковой да будет отлучен.

 

Подробнее...
 
Бирюков Д. С. Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице, полемика с латинянами и Сотирихом E-mail
01.06.2010 23:18

 Триадологическая проблематика в XII в.: Николай Мефонский и его учение о Пятидесятнице, полемика с латинянами и Сотирихом

 

Деятельность Николая, епископа в Мефоне (митрополия г. Патры в Южной Греции), причисленного к лику местночтимых святых в греческой Церкви, приходится на эпоху императора Мануила Комнина (1143-1180 гг.). Николай Мефонский был одним из значительнейших богословов своего времени; это находит свое проявление как в масштабности его трудов, касающихся важнейших догматических и философских тем, так и в том месте, которое он занимал при дворе императора: к Николаю обращались за советом по богословским вопросам различные придворные сановники, и он выступал в качестве хранителя православной традиции против всех современных ему ересей.

Подробнее...
 
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 9 из 14