Существует множество средств, с помощью которых мы удостаиваемся спасения, которые, так сказать, подобно ступеням лестницы, взаимосвязаны и взаимоочередны, поскольку все направлены к одной цели. Но первым из них является крещение, богопреданное святым Апостолам, т. к. без него остальные бездейственны: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». (Ин.3:5) Ибо по необходимости следовало, поскольку первое рождение приводит человека в сию тленную жизнь, быть найденным другому рождению и образу более таинственному, ни от тления (φθορᾶς) происходящему, ни тлением завершающемуся, посредством которого было бы возможным для нас подражать начальнику нашего спасения Иисусу Христу. Ибо вода в купели рождения присутствует в чине чрева, и совершается рождение рождаемого, как говорит Златоуст, на воду же нисходящий Дух в чине Бога, создающего плод, и как Он после положения во гробе на третий день взошел к жизни, так и верующие, не в землю, а в воду опускаемые тремя погружениями (…), изображают собой трехдневную благодать Воскресения, при освящении воды нашествием Всесвятого Духа, чтобы видимой водой освящалось тело, а посредством невидимого Духа воспринимала освящение Духа и душа. Ибо как в котле вода воспринимает теплоту от огня, так и вода в купели действием Духа претворяется в божественную силу, очищая и сподобляя сыноположения крестящихся таким образом, а совершаемых как-то иначе вместо очищения и сыноположения являя нечистыми сынами тьмы. И поскольку уже три года назад возник вопрос, приемлемо ли крещение еретиков, приходящих к нам, совершаемое не по преданию святых Апостолов и святых Отцов и не по обычаю и установлению Кафолической и Апостольской Церкви совершаемое еретиками крещение приемлем так: Мы, как воспитанные Божиею милостию Православной Церковью, и последующие правилам св. Апостолов и божественных Отцов, и знающие только нашу святую Кафолическую (Соборную) и апостольскую Церковь и ее таинства, а следовательно и божественное, принимая таинства еретиков, которые совершаются не так как установил Дух Святой священным Апостолам и как Церковь Христова совершает их до сего дня, считая изобретением растленных человеков, как отличные и чуждые всему апостольскому преданию, отвергаем общим определением. И приходящих от них к нам принимаем как неосвященных и некрещенных, последуя Господу нашему Иисусу Христу, заповедовавшему Своим ученикам крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа», повелевающим крестить приходящих в три погружения и поднятия и при каждом погружении произносить имя одной ипостаси Святой Троицы; и святому и равноапостольному Дионисию говорящему «следует крестить в купели, содержащей воду и елей, трижды освященные, приходящего, обнаженного от всякой одежды, призвавшего троичное существо Божественного блаженства; и сразу запечатлевать крещенного боготворящим миром и затем являть его причастником священнодейственной Евхаристии»; Второму и Пято-Шестому святым Вселенским Соборам, постановляющим не крещенных в три погружения и поднятия и не произносящих при каждом погружении одного призывания божественных ипостасей, но крещенных как-либо иначе, приступающих к Православию, принимать как не крещенных. И мы, последуя божественным и священным установлениям, крещение еретиков, как отличающееся и чуждое божественному апостольскому установлению и как воду бесполезную, как сказал св. Амвросий и Великий Афанасий, и не подающую никакого освящения ее приемлющим, и не приносящую никакой пользы для очищения грехов, считаем отверженным и неприемлемым.
И приходящих от них к Православной вере крещенных мы принимаем как некрещенных, и без опасения их крестим, согласно апостольским и соборным правилам, на которых непоколебимо утверждена Святая Христова и Апостольская Церковь, общая матерь всех нас.
И этим общим нашим определением и решением мы запечатлеваем это наше Определение согласное апостольским и соборным постановлениям, утверждая его нашими подписями
В спасительное лето 1755 г. + Кирилл, милостию Божией архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский патриарх + Матфей, милостию Божией папа и патриарх великого града Александрии и судья Вселенной +Парфений, милостию Божией патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины Источник: Περιοδικό «Ὀρθόδοξος Ἐνστασις καῖ Μαρτυρία», ἀριθμ. 3 / Ἀπρίλιος-Ἰούνιος 1986, σελ. 81-83. http://o-am.livejournal.com/8853.html
Определение Святой Церкви Христовой о крещении западных христиан (1755-1756) Существует множество средств, с помощью которых мы удостаиваемся спасения и которые, так сказать, подобно ступеням лестницы, взаимосвязаны и взаимоочередны, поскольку все направлены к одной цели. Но первым из них является крещение, богопреданное святым апостолам, так как без него остальные средства бездейственны: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3, 5). Ибо поскольку первое рождение приводит человека в сию тленную жизнь, то по необходимости следовало быть найденным другому рождению – совершающемуся таинственным образом, не от тления происходящему, не тлением завершающемуся, посредством которого было бы возможным для нас подражать Начальнику нашего спасения Иисусу Христу.
Ибо вода в купели рождения присутствует в чине чрева, и совершается рождение рождаемого, как говорит Златоуст, и на воду нисходящий Дух в чине Бога создает плод. И подобно тому, как Он после положения во гробе на третий день взошел к жизни, так и верующие, не в землю, а в воду опускаемые тремя погружениями, изображают собой трехдневную благодать Воскресения. При этом видимой водой, освящаемой нашествием Всесвятого Духа, освящается тело, а посредством невидимого Духа воспринимает освящение Духа и душа. Как в котле вода воспринимает теплоту от огня, так и вода в купели действием Духа претворяется в божественную силу, которая очищает и сподобляет сыноположения крестящихся таким образом, а крестящихся как-то иначе вместо очищения и сыноположения являет нечистыми сынами тьмы.
И поскольку уже три года назад возник вопрос, истинно ли крещение еретиков, приходящих к нам, совершаемое не по Преданию святых апостолов и святых отцов и не по обычаю и установлению Кафолической и Апостольской Церкви, совершаемое еретиками крещение мы приемлем так:
Божиею милостию воспитанные в Православной Церкви, последующие правилам святых апостолов и божественных отцов, мы знаем только нашу Святую Кафолическую (Соборную) и Апостольскую Церковь и ее таинства, а следовательно и ее божественное крещение. Напротив, мы отвергаем общим определением таинства еретиков, которые совершаются не так, как установил Дух Святой священным апостолам и как Церковь Христова совершает их до сего дня. Ибо считаем их изобретением растленных человеков как отличные и чуждые всему апостольскому Преданию. И приходящих от еретиков к нам мы принимаем как неосвященных и некрещеных, последуя Господу нашему Иисусу Христу, заповедавшему Своим ученикам крестить «во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Апостольское правило 50), повелевшему крестить приходящих в три погружения и поднятия и при каждом погружении произносить имя одной ипостаси Святой Троицы; и святому и равноапостольному Дионисию, говорящему «следует крестить в купели с трижды освященными водой и елеем приходящего, обнаженного от всякой одежды, призвавшего Троичное Существо Божественного блаженства, и сразу запечатлевать крещенного божественным миром, а затем являть его причастником священнодейственной Евхаристии» (О церковной иерархии II, 7); и Второму и Пято-Шестому Вселенским соборам, постановляющим не крещеных в три погружения и поднятия и не произносящих при каждом погружении одного призывания божественных ипостасей, но крещеных как-либо иначе и приступающих к Православию, принимать как не крещеных.
И мы, последуя божественным и священным установлениям, считаем крещение еретиков отверженным и неприемлемым. Ибо такое крещение отлично от божественного апостольского предписания и чуждо ему. По словам свв. Амвросия и Афанасия Великого, оно является водой бесполезной, не подающей никакого освящения тем, кто приемлет ее, и не приносящей никакой пользы для очищения грехов.
И приходящих от них к православной вере крещеных мы принимаем как некрещеных и без опасения их крестим, согласно апостольским и соборным правилам, на которых непоколебимо утверждена Святая Христова и Апостольская Церковь, общая матерь всех нас.
Этим общим нашим решением и заявлением мы запечатлеваем это Определение, согласное с апостольскими и соборными постановлениями, и утверждаем его нашими подписями.
В спасительное лето 1755 г.
Кирилл, милостию Божией архиепископ Константинопольский, Нового Рима и Вселенский Патриарх
Матфей, милостию Божией папа и Патриарх великого града Александрии и судья Вселенной
Парфений, милостью Божией Патриарх Святого Града Иерусалима и всей Палестины
Источник: Протопресвитер Георгий Металлинос, профессор Афинского университета. Исповедую едино крещение… Изъяснение и применение Правила VII Второго Вселенского собора отцами колливадами и Константином Икономосом (Дополнение к историко-канонической оценке проблемы действительности крещения на Западе). Приложение II. Определение Святой Церкви Христовой о крещении западных христиан (1755-1756)
Постановление Константинопольского Собора 1756 г. о непризнании Вселенским православием обливательного крещения От редакции Портала-Credo.ru: Одним из расхождений между синодальной русской и византийско-древнерусской традицией стало отношение к чину крещения, совершаемому не полным погружением, а поливанием. По причине широкого распространения поливания в западном христианстве, в т.ч. у католиков, эта форма совершения главного инициатического таинства у русских православных в дораскольное время периодически нарушалась по местам. Соборы Русской Церкви 1274 г. и другие принимали решения против такой формы совершения таинства. В Греческой Церкви, находящейся под окормлением Вселенского Патриарха, крещение поливанием (или окроплением) запрещали несколько раз, но западная практика появлялась то там, то тут. В настоящее время в Греции крестят погружательно старостильники и священники-ревнители (т.н. зилоты), а крещение обливанием имеет место в модернистских приходах. В синодальной Греко-Российской Церкви поливательное крещение распространилось настолько, что целые области юга России были крещены таким образом. С апологией поливания выступил знаменитый церковный реформатор петровской эпохи архиепископ Феофан (Прокопович). В России поливательное крещение отвергается строго старообрядцами, которые критиковали официальную Церковь за это нарушение. В настоящее время, несмотря на несколько призывов покойного Патриарха Алексия II, в РПЦ МП этот вопрос еще не получил окончательного решения, и крещение поливанием широко используется в храмах РПЦ МП. Публикуемый текст находится в т.н. Афинской Синтагме (V, 614-616) и отражает официальное догматическое суждение Греческой Церкви о форме крещения. С ним совпадает учение греческой Кормчей (Пидалиона), в котором сказано: "Латинское крещение [поливанием] ложно называется этим именем; оно не есть вовсе крещение, а лишь простое мытье. А посему мы не говорим, что перекрещиваем латинян, а крестим их. Латиняне не крещеные, так как не совершают при крещении троекратного погружения, как это с самого начала передано православной Церкви от св. апостолов". Публикуемое синодальное соборное определение 1756 г. имеет и ныне в греческих церквах (Элладской, Александрийской и др.) каноническую силу, хотя и нередко нарушается. ___________________________________ Между средствами, которыми мы удостоиваемся спасения, первое место занимает крещение, переданное Богом святым апостолам… Так как три года тому назад поднят вопрос о том, надлежит ли признавать крещение еретиков, обращающихся к нам, раз это крещение совершается вопреки преданию св. апостолов и св. отцов, а также вопреки обычаям и постановлениям кафолической и апостольской Церкви, то мы, воспитанные по милости Божией в православной церкви, хранящие правила св. апостолов и божественных отцов и признающие единую нашу святую кафолическую и апостольскую церковь и ее таинства, между которыми и божественное крещение, и следовательно считающие противным всему апостольскому преданию, и как произведение развращенных людей, все то, что происходит у еретиков, и что не совершается так, как заповедано Духом Святым и апостолами, и как это совершается ныне в Христовой церкви, — общим постановлением отметаем всякое еретическое крещение, а посему всех еретиков, к нам обращающихся, принимаем как неосвященных и некрещеных, причем мы этим следуем прежде всего Господу нашему Исусу Христу, заповедавшему своим апостолам крестить во имя Отца и Сына и Св. Духа, далее следуем святым божественным апостолам, установившим троекратное погружение, с произнесением при каждом из них одного имени Св. Троицы, затем следуем святому и равноапостольному Дионисию, который говорит, что оглашенного, когда совлечена с него вся одежда, надлежит крестить в купальне (бане), с освященной водой и елеем, призывая три Ипостаси всеблаженного Божества, и вслед за этим помазать боготворным мvром, равно удостоить спасительной евхаристии, наконец мы этим следуем второму и пято-шестому Вселенским соборам, предписавшим считать некрещеными всех обращающихся в православие, не бывших крещенными чрез троекратное погружение, при каждом из которых призывалось бы имя одной из Божественных Ипостасей, а крещенных каким-либо иным способом. Держась этих святых и божественных установлений, мы считаем достойным осуждения и отвратительным еретическое крещение, так как оно не соответствует, а противоречит апостольскому божественному установлению, и есть не иное что, как бесполезное, по словам св. Амвросия и св. Афанасия великого, умыванье, оглашенного вовсе не освящающее и от греха не очищающее; вот почему всех, от еретиков некрещенно крещенных, когда они обращаются в православие, мы принимаем как некрещеных и без всякого смущения крестим их по апостольским и соборным правилам, на которых крепко покоится св. Христова апостольская и кафолическая церковь, общая матерь всех нас. И этим общим нашим судом и письменным изъявлением подтверждаем это наше постановление, согласное с апостольскими и соборными постановлениями, и утверждаем нашими подписями. Вселенский патриарх Кирилл V, патриарх александрийский Матфей и иерусалимский Парфений Из книги: Правила православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. Т. I. СПб., 1911, стр. 589-591 http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2519 |