Архиеп. Аверкий (Таушев). Особенно яркий симптом приближения конца. E-mail
01.06.2011 17:34

И вси же хотящіи благочестно жити о Христѣ Іисусѣ, гоними будутъ: лукавіи же человѣцы и чародѣи преуспѣютъ на горшее, прельщающе и прельщаеми (2 Тим. 3, 12-13).


Чрезвычайно яркую картину наступленія «послѣднихъ временъ» даетъ въ своемъ 2 посланіи къ Тимоѳею св. Апостолъ Павелъ: «Въ послѣдніе дни наступятъ времена тяжкія, ибо люди будутъ самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злорѣчивы, родителямъ непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящіе добра, предатели, наглы, напыщенны, болѣе сластолюбивы, нежели боголюбивы, имѣющіе видъ багочестія, силы же его отрекшіеся» (2 Тим. 3, 1-5).

Какое это изумительно-яркое, фотографически точное изображеніе всего того, что въ настоящее время происходитъ въ мірѣ!

Но особенно характерно для нашего времени то, что пишетъ св. Апостолъ Павелъ дальше: «Всѣ желающіе жить благочестиво во Христѣ Іисусѣ будутъ гонимы. Злые же люди и обманщики будутъ преуспѣвать во злѣ, вводя въ заблужденіе и заблуждаясь» (2 Тим. 3, 12-13).

Именно таково положеніе въ современномъ намъ мірѣ — и въ жизни личной, и въ жизни общественной, государственной и даже — страшно сказать, но это такъ! — въ жизни церковной всѣхъ вѣроисповѣданій, всѣхъ такъ называемыхъ «деноминацій».

Люди, искренно «желающіе жить благочестиво во Христѣ Іисусѣ», неугодны современному міру, глубоко погрязшему въ тинѣ сатанинскаго зла, хотя бы и не всѣ въ немъ отдавали себѣ въ этомъ ясный отчетъ — такіе люди не желательны, ибо они не идутъ въ ногу съ духомъ времени, мѣшаютъ злымъ творить свои злыя дѣла.

И вотъ ихъ всячески затираютъ, оттираютъ въ сторону, угнетаютъ и, наконецъ, воздвигаютъ на нихъ открытое гоненіе, — особенно, если они не сидятъ молча, но пытаются открывать глаза всѣмъ на происходящее въ мірѣ, обличаютъ торжествующее зло.

И это, можно сказать, стало уже правиломъ, какъ бы закономъ современной жизни. Едва только явится на виду у всѣхъ человѣкъ, желающій жить по правдѣ Божіей, угождать только Богу, а не людямъ, и Ему Единому служить всей своей жизнью, какъ сейчасъ же раздается, откуда-то «кѣмъ-то» подаваемый, сигналъ — травить такого человѣка, оговаривать и всячески безчестить его, клеветать на него, не давая ему никакого хода въ жизни, не допуская его вліянія на другихъ, отстраняя его отовсюду, вплоть до попытокъ совсѣмъ «стереть его съ лица земли», ибо ему, конечно, нѣтъ мѣста среди зла, торжествующаго свою временную побѣду среди людей — до прихода нелицепріятнаго Судіи-Мздовоздаятеля.

Много такихъ хорошихъ православныхъ людей, архипастырей и пастырей и рядовыхъ вѣрующихъ уничтожено въ нашей несчастной Россіи восторжествовавшимъ тамъ богоборческимъ зломъ. То же продолжается теперь и всюду заграницей — и въ православныхъ и неправославныхъ странахъ, и за «желѣзнымъ занавѣсомъ» и въ странахъ такъ называемаго «свободнаго міра», — свободнаго только по внѣшней видимости, — въ различныхъ только варіантахъ и формахъ, но съ одной общей цѣлью — смести съ лица земли всѣхъ, кто стоитъ имъ на пути. А всякій искренно желающій во Христѣ «благочестиво жити», уже тѣмъ самымъ стоитъ имъ на пути и долженъ быть такъ или иначе уничтоженъ и морально и даже физически, насколько это возможно осуществить, безъ особо ощутительнаго вреда для самихъ себя.

Недаромъ Господь предрекъ Своимъ ученикамъ, а въ лицѣ ихъ, конечно, и всѣмъ Своимъ вѣрнымъ послѣдователямъ: «Въ мірѣ скорбни будете» (Іоан. 16, 33), утѣшивъ ихъ тутъ же: «Но дерзайте, яко Азъ побѣдихъ міръ».

Отчего же это такъ?

Оттого, что «щедрь и милостивъ Господь, долготерпѣливъ и многомилостивъ» (Псал. 102, 8). Потому-то, какъ говорится въ старой русской поговоркѣ, Господь и не спѣшитъ наказывать злодѣяній людей падшихъ и порочныхъ, ожидая ихъ покаянія и обращенія: «Богъ правду видитъ, да не скоро скажетъ», а для стремящихся угодить Богу и спасти свою душу терпѣніе искушеній отъ «злыхъ людей» можетъ быть духовно-полезно, очищая ихъ, какъ золото въ горнилѣ. И Господь попускаетъ до поры до времени «злымъ людямъ» торжествовать, а «хотящимъ жить благочестно» терпѣть страданія.

Но какъ бы «злые люди и обманщики» не «преуспѣвали во злѣ, вводя въ заблужденіе и заблуждаясь», часъ расплаты для нихъ придетъ, ибо «погибель ихъ не дремлетъ» (2 Петр. 2, 3). И тѣмъ страшнѣе она для нихъ будетъ, чѣмъ упорнѣе они будутъ закоснѣвать во злѣ, всячески оправдывая самихъ себя во всѣхъ своихъ злыхъ дѣлахъ и поступкахъ и оставаясь чуждыми истиннаго нелицемѣрнаго покаянія.

И какую дѣйствительно страшную картину представляетъ собою современный міръ въ этомъ отношеніи!

«Злые люди и обманщики» все болѣе и болѣе преуспѣваютъ во злѣ, стремясь захватить полностью въ свои руки всю власть надъ современнымъ міромъ. Въ ихъ рукахъ почти всюду власть государственная, политическая, они контролируютъ религіозную и церковную жизнь, не допуская, чтобы она хотя въ чемъ-либо шла вразрѣзъ съ ихъ интересами, отъ нихъ зависитъ жизнь и смерть и здоровье людей, цѣпко держатъ они въ своихъ рукахъ воспитаніе новыхъ молодыхъ поколѣній, создавая нужный имъ типъ «новаго человѣка» обезбоженнаго и расчеловѣченнаго, въ ихъ рукахъ капиталъ, съ помощью котораго они распоряжаются матеріальнымъ благосостояніемъ, всѣхъ заставляя быть въ самой тѣсной отъ нихъ зависимости, вторгаются уже и въ душу и въ совѣсть людей, контролируя ихъ мысли и чувства.

Эти «злые люди и обманщики», всюду почти теперь господствующіе и всѣмъ навязывающіе свою волю, въ большинствѣ случаевъ — настоящіе преступники, которымъ въ прежнее время было бы одно мѣсто — въ тюрьмѣ или на каторжныхъ работахъ. Искусно, разными способами, происками и обманами они захватываютъ власть во всѣхъ областяхъ человѣческой жизни и используютъ ее въ своихъ собственныхъ видахъ, для своей собственной корысти и интересовъ.

Среди нихъ болѣе всего распространены два психологическихъ типа. Одни — это люди наглые, безсовѣстные, идущіе на проломъ грубіяны, пошлые циники, невоспитанные хамы, берущіе все, какъ принято выражаться, «нахрапомъ». Другой типъ — это хитрые, лукавые «іезуиты», лицемѣры-притворщики, умѣющіе произвести впечатлѣніе своей внѣшней благовоспитанностью, мнимые радѣтели объ общемъ благѣ, карьеристы, напористо идущіе къ осуществленію своихъ личныхъ корыстныхъ цѣлей, но умѣющіе искусно скрывать ихъ отъ взоровъ другихъ и представляющіеся «гуманистами», готовыми всѣхъ облагодѣтельствовать, давъ каждому то, чего онъ хочетъ, искусные демагоги, умѣющіе въ нужныхъ случаяхъ даже принять на себя «образъ благочестія», отвергаясь, конечно, силы его (2 Тим. 3, 1-5), ибо настоящее благочестіе имъ чуждо и не интересно, а «образъ» его — для нихъ только средство достиженія ихъ узко-эгоистическихъ цѣлей. Всѣ ихъ дѣйствія и поступки въ наше время похваляются многими наивными и недалекими людьми, какъ мудрая будто бы «гибкость», и «эластичность».

Вотъ въ общихъ, конечно, чертахъ два типа людей, которые въ наше время имѣютъ «жизненный успѣхъ» и достигаютъ высокихъ постовъ и должностей и почетнаго положенія въ современномъ обществѣ. Коротко говоря: это или наглые дерзкіе «хамы» или лукавые «іезуиты»-обманщики И для тѣхъ и другихъ нѣтъ въ сущности ничего святого: все въ этомъ мірѣ должно служить имъ, ихъ чисто-личнымъ интересамъ.

И такіе люди, сродные по характеру и стремленіямъ, охотно поддерживаютъ другъ друга, ибо, по поговоркѣ, «рыбакъ рыбака видитъ издалека», если это согласуется съ ихъ личными видами и интересами, по принципу «круговой поруки», но безпощадно, со всей неумолимой жестокостью ополчаются на тѣхъ, кто «не ихъ духа», стремясь буквально «стереть ихъ съ лица земли», дабы они не были имъ помѣхой и не служили бы хотя бы безмолвнымъ укоромъ совѣсти, поскольку совѣсть еще не совсѣмъ ими утрачена.

Преступность и тяжкую отвѣтственность предъ Богомъ этихъ «злыхъ людей и обманщиковъ» во много разъ усугубляетъ то, что они не только сами творятъ зло, но и другихъ подталкиваютъ на это, пользуясь къ тому же своею властью надъ ними. Они не только сами «прельщаются», обманывая самихъ себя, но и другихъ «прельщаютъ», соблазняютъ, забывая или не желая знать, что это къ нимъ относятся слова Христовы: «кто соблазнитъ одного изъ малыхъ сихъ, вѣрующихъ въ Меня, тому лучше было бы, еслибы повѣсили ему мельничный жерновъ на шею и потопили его во глубинѣ морской» (Матѳ. 18, 6), и «горе тому человѣку, чрезъ котораго соблазнъ приходитъ» (Матѳ. 18, 7).

Эти люди и сами привыкаютъ постоянно лгать и другихъ этому учатъ, распростраяяя всюду ложь. Сѣяніе лжи становится постепенно ихъ потребностью, ихъ стихіей, внѣ которой они жить не могутъ, ибо тогда они должны сами кореннымъ образомъ перемѣниться, отстать отъ того, что стало ихъ второй природой.

Это къ нимъ относятся и слова великаго пророка Божія Исаіи: «Горе тѣмъ, которые зло называютъ добромъ, и добро — зломъ, тьму почитаютъ свѣтомъ, и свѣтъ — тьмою, горькое почитаютъ сладкимъ, и сладкое — горькимъ!» (Ис. 5, 20).

И подъ ихъ вліяніемъ многіе дѣйствительно начинаютъ вѣрить лжи, что также свидѣтельствуетъ о приближеніи конца, ибо объ этомъ времени св. Апостолъ Павелъ какъ разъ и пишетъ Солунянамъ: «И пошлетъ имъ Богъ дѣйствіе забдужденія, такъ что они   б у д у т ъ   в ѣ р и т ь   л ж и» (2 Сол. 2, 11).

Кто можетъ сказать, что не наступило уже это время, когда такъ широко теперь распространяется л о ж ь всякаго рода, и всѣ почти готовы ей вѣрить, особенно если это выгодно для устройства своего земного благосостоянія?

Все это подмѣтилъ еще въ концѣ прошлаго столѣтія столь ненавидимый за правду безбожными анархистами и соціалистами, желающими строить на лжи «новое» человѣческое общество, нашъ выдающійся государственный мужъ К. П. Побѣдоносцевъ, который въ своей подлинно-замѣчательной книгѣ «Московскій Сборникъ» писалъ:

«Никогда еще, кажется, отецъ лжи не изобрѣталъ такого сплетенія лжей всякаго рода, какъ въ наше смутное время, когда столько слышится отовсюду лживыхъ рѣчей о правдѣ. По мѣрѣ того, какъ усложняются формы быта общественнаго, возникаютъ новыя лживыя отношенія и цѣлыя учрежденія, насквозь пропитанныя ложью. На всякомъ шагу встрѣчаешь великолѣпное зданіе, на фронтонѣ коего написано: «здѣсь истина». Входишь, и ничего не видишь, кромѣ лжи. Выходишь, и когда пытаешься разсказывать о лжи, которою душа возмущалась, — люди негодуютъ, и велятъ вѣрить и проповѣдывать, что это истина, внѣ всякаго сомнѣнія» («Моск. Сборникъ», стр. 60).

Не въ бровь, а въ глазъ! Если такъ было уже въ концѣ прошлаго столѣтія, то во сколько разъ съ тѣхъ поръ выросло и укрѣпилось торжество лжи въ наши дни, послѣ ниспроверженія служителями лжи нашей Православной Россіи!

И дѣйствительно, что мы видимъ въ переживаемое нами время?

Буквально все отравлено ложью. Ложь въ взаимоотношеніяхъ людей между собою, ложь въ общественной жизни, въ политикѣ и въ жизни государственной и международной. Но особенно, конечно, нестерпима и вовсе недопустима ложь тамъ, гдѣ люди естественно ищутъ и желаютъ видѣть одну только правду — въ Церкви. Церковь, гдѣ провозглашается какая бы то ни было ложь, уже — не Церковь!

Вотъ, до чего мы уже дожили! Но горе тѣмъ, которые этого не видятъ и не хотятъ знать, охотно мирятся со всякой ложью, и «къ добру и злу постыдно равнодушны», ибо насъ ожидаетъ еще большее разлитіе зла и концентрація его въ одномъ человѣкѣ — противникѣ Христовомъ, какъ ясно учитъ объ этомъ Слово Божіе и Святые Отцы Церкви и тогда — конецъ.

Неужели останемся мы равнодушными и къ тому, каковъ будетъ этотъ конецъ для насъ?

«Христосъ Воскресе изъ мертвыхъ, смертію смерть поправъ, и сущимъ во гробѣхъ животъ даровавъ!» — все еще продолжаетъ пѣть св. Церковь на всѣхъ богослуженіяхъ въ теченіе сорока дней.

Христосъ воскресъ изъ мертвыхъ — это значитъ, какъ учитъ Слово Божіе, вокреснемъ съ Нимъ и мы.

Но что далѣе будетъ съ нами?

Объ этомъ Онъ Самъ говорилъ раньше, что будетъ для насъ по воскресеніи только   д в а   п у т и:

«Грядетъ часъ, во оньже вси сущіи во гробѣхъ услышатъ гласъ Сына Божія, и изыдутъ сотворшіи благая въ воскрешеніе ж и в о т а (жизни), а сотворшіи злая въ воскрешеніе с у д а (осужденія)» (Іоан. 5, 28-29).

Который изъ этихъ двухъ путей будетъ нашимъ путемъ?

Что насъ ожидаетъ - вѣчная блаженная   ж и з н ь   или   о с у ж д е н і е   на вѣчныя муки?

Думаемъ ли мы объ этомъ?

А вѣдь это отъ насъ самихъ зависитъ!



Источникъ: Архіепископъ Аверкій. Современность въ свѣтѣ слова Божія. — Къ 45-лѣтію священнослуженія и 25-лѣтію служенія въ Америкѣ въ Св. Троицкомъ монастырѣ. — Слова и рѣчи. Томъ IV. 1974-1975 гг. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1976. — С. 80-86.

http://slovo.russportal.ru/index.php?id=alphabet.a.abercius01_414