Архиеп. Аверкий (Таушев). "В ногу со временем" мы не пойдем E-mail
22.05.2011 23:39

"Знай, что мы должны служить
не времени, а Богу."
(Из письма св. Афанасия Вел. к Драконтию)

"В ногу со временем!" - вот лозунг всех тех, которые в наше время так напряженно стараются все дальше и дальше отвести Церковь Христову от Христа, Православие - от истинного исповедания православно-христианской веры. Пусть не всегда и не у всех этот лозунг звучит так громко, явно и открыто - это ведь кое-кого может и оттолкнуть! - важно практическое следование этому лозунгу в жизни, стремление так или иначе, в большей или меньшей степени и мере, проводить его на деле.

С этим модным, "модерным", губительным для душ лозунгом, как бы он ни провозглашался и как бы ни проводился в жизнь, явно или прикрыто, не можем не бороться мы, верные чада и представители Русской Зарубежной Церкви, вся сущность идеологии коей, во имя которой она и существует на свете, заключается в том, чтобы не "идти в ногу с временем", но хранить неизменную верность Христу-Спасителю, Истинно-Христианской Православной Вере и Церкви.

Вспомним, как еще Блаженнейший Митрополит Антоний, основатель и первый возглавитель Русской Православной Церкви Заграницей, в своей замечательной статье: "Чем отличается православная вера от западных исповеданий?" писал о глубокой разности между нашей верой и инославием. Эту глубокую разность он указывает в том, что православная вера учит тому, как построить жизнь по требованию христианского совершенства, а "инославие" берет из христианства то и настолько, что и насколько совместимо с условиями современной культурной жизни. "Православие смотрит на христианство, как на вечный устой истинной жизни и требует от каждого ломать себя и жизнь до тех пор, пока она не войдет в эту норму, а "инославие" смотрит на основы современной культурной жизни, как на факт непоколебимый, и лишь в области существующих частных разновидностей его указывает те из них, которые наиболее одобрительны с христианской точки зрения. Православие требует нравственного героизма - подвига, "инославие" высматривает, что бы из христианства годилось нам в нашем теперешнем жизненном устройстве? Для православного человека призванного к загробной вечности, в которой начнется истинная жизнь, - исторически сложившийся механизм современной жизни, - ничтожный призрак, а для "инославного" - учение о будущей жизни - возвышенная облагораживающая идея, идея, помогающая нам лучше и лучше устраивать здесь реальную жизнь".

Золотые слова, указывающие нам ясно и ярко на ту поистине бездонную пропасть, которая отделяет истинно-христианскую веру - Православие от ее искажения - "инославия"!

Там - подвиг, устремление в вечность, здесь - крепкая привязанность к земле, вера в прогресс человечества на земле.

Далее, столь же ярко и справедливо Владыка Антоний устанавливает, что "Православная Вера есть вера аскетическая", что "то благоустройство, которого ждут на земле поклонники "суеверия прогресса" (по удачному выражению С. А. Рачинского), обещано Спасителем в жизни будущей, но ни латиняне, ни протестанты не хотят с этим мириться, по той простой причине, говоря откровенно, что плохо верят в воскресение и сильно верят в благополучие настоящей жизни, которую, напротив, апостолы называют "исчезающим паром" (Иак.4:14).

Вот почему псевдо-христианский Запад не хочет и не может понять отрицания этой жизни христианством, которое велит нам подвизаться, "совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его" (Кол.3:9).

"Если проследить все заблуждения Запада", пишет далее Владыка Антоний, "как те, которые вошли в его вероучение, так и присущие его нравам, то увидим, что они все коренятся в непонимании христианства, как подвига постепенного самоусовершенствования человека".

"Христианство есть религия аскетическая", - так заканчивается эта прекрасная, сильно и вразумительно написанная статья. "Христианство - это учение о постепенном исторжении страстей, о средствах и условиях постепенного усвоения добродетелей: условия эти внутренние, заключающиеся в подвигах, и - отвне подаваемые, заключающиеся в наших догматических верованиях и благодатных священнодействиях, у которых единое назначение: врачевать человеческую греховность и возводить нас к совершенству".


Что же мы видим теперь в современном "Православии" - "Православии", вступившем в так называемое "экуменическое движение"?

Полное отрицание вышеперечисленных святых истин, - иными словами: отказ от Истинного Православия на почве духовного слияния с инославным Западом.

"Православие", ставшее на путь "экуменизма", думает не о том, чтобы все более и более опускающуюся в религиозно-нравственном отношении современную жизнь поднять до уровня евангельских заповедей и требований Церкви, а о том, чтобы самую Церковь "приспособить" к уровню понизившейся жизни.

На этот путь фактического отказа от самого существа св. Православия - подвига, ради искоренения страстей и насаждения добродетелей, - стали у нас в свое время так наз. "живоцерковники" и "обновленцы". Движение это мгновенно перекинулось из России, поверженной во прах лютыми богоборцами, и в другие православные страны. Еще жив у нас в памяти "Всеправославный Конгресс", созванный печальной памяти Вселенским Патриархом Мелетием IV в 1923 году, на котором замышлялись такие "реформы", как женатый епископат, второбрачие священников, упразднение монашества и постов, сокращение богослужения, упразднение особой одежды для духовенства и т. д.

Несмотря на тогдашний провал этих нечестивых замыслов, темные силы, конечно, не успокоились, и продолжали с тех пор упорно и настойчиво действовать, находя себе послушные орудия в рядах церковной иерархии разных поместных церквей. И в настоящее время, по попущению Божию, они достигли большого успеха: почти все православные поместные церкви уже вступили в "экуменическое движение", ставящее себе задачей упразднение всех ныне существующих церквей, в том числе, конечно, и Православной, и создание какой-то совершенно новой лже-церкви, которая будет уже вполне "идти в ногу с временем", отбросив как ненужную ветошь, как нечто "устаревшее", "отставшее от века", все подлинные основы истинного христианства, и в первую очередь, конечно, подвиг, как необходимейшее условие главной задачи христианина - искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.

Вот, например, перед нами официальный документ этого рода, принадлежащий сербской поместной церкви: журнал "Богословие", издаваемый Православным Богословским Факультетом в Белграде - год VIII, выпуски 1 и 2 за 1964 г. В этом журнале мы находим передовую статью, озаглавленную буквально так: "Необходимость кодификации и издания нового канонического сборника Православной Церкви". Автор этой статьи, лукаво утверждая, что "идеальные принципы Церкви остаются всюду и всегда неизменными", тем не менее пытается доказать, что канонический сборник нашей Православной Церкви - это только продукт давно ушедшего в вечность времени, а потому он не отвечает требованиям современной жизни и должен быть упразднен и заменен другим. Этот новый канонический сборник, видите ли, "должен быть приведен в согласие с основными принципами жизни", с которыми Церковь якобы "всегда считалась". "Наше время", говорит этот лукавый автор, "во многом отличается от времени, когда происходили вселенские соборы, на которых составлялись эти каноны, а потому эти каноны не могут теперь применяться".

Посмотрим теперь, какие же именно каноны этот автор-модернист считает устаревшими и подлежащими отмене?

Вот они!

9-е правило св. Апостол, которое требует, чтобы верующие, входящие в церковь, оставались на богослужении до конца, а не производили бесчиние, ходя по церкви;

80-е правило Трулльского Собора, которое карает клириков извержением из сана, а мирян отлучением за непосещение церкви в течение трех воскресных дней подряд без всякой уважительной причины;

24-е правило Трулльского Собора, запрещающее священнослужителям и монахам посещать конские ристалища и другие увеселительные зрелища; к этому правилу автор статьи делает совсем наивное, странное примечание, будто бы только в прежние времена такие забавы были местами разврата и порока, а теперь они якобы являются "центрами культуры и воспитания" (?!);

54-е правило св. Апостол, которое запрещает клирику, кроме необходимой нужды, входить в корчемницу: и тут почему-то оказывается, будто бы прежде корчма была каким-то иным учреждением, нежели теперь;

77-е правило Трулльского Собора и 30-е правило Лаодикийского Собора, запрещающие христианам-мужчинам купаться вместе с женщинами: почему и эти правила надлежит признать "устаревшими" - никак не понять!

96-е правило Трулльского Собора, которое осуждает искусственное завивание волос на голове и всякое вообще украшение себя разными нарядами "для прельщения неутвержденных душ", - вместо чего предлагается "украшать себя добродетелями и благими и непорочными нравами": это правило в наше время, казалось бы, не только не "устарело", а стало особенно актуальным, если принять во внимание современные непристойные, совершенно неприличествующие христианкам, бесстыдные женские моды;

Достаточно и этого, чтобы видеть, какую задачу ставит себе намечаемая в нашей Православной Церкви "реформа" - с какою целью предполагается созыв Восьмого Вселенского Собора, о котором так мечтают все "модернисты", уже предвкушающие ту "веселую жизнь", которая тогда для всех будет открыто позволена и узаконена!

Вдумаемся только по глубже, в чем ужасное существо всех этих требований об отмене якобы "устаревших" канонических правил?

В том, что эти современные церковные "реформаторы", так нагло поднимающие теперь свою голову уже в недрах самой нашей Церкви (страшно сказать, что в числе имеются не только клирики, но и высокие иерархи!), принимают современную жизнь со всеми ее безобразными, безнравственными проявлениями за факт непоколебимый (что есть, как мы видели выше, совсем не православная, а "инославная", западная концепция!). И хотят отменить все те канонические правила, которые как раз и характеризуют Православие, как веру аскетическую, призывающую к подвигу, во имя искоренения греховных страстей и насаждения христианских добродетелей.

Это - страшное, губительное для нашей веры и Церкви движение, которое хочет добиться, чтобы, по выражению Христа-Спасителя, "соль обуяла": движение, направленное к ниспровержению и уничтожению Истинной Христовой Церкви, путем хитрой подмены Ее лже-церковью.

Вышеупомянутая статья сербского богословского журнала еще "скромничает", удерживаясь от полной откровенности: она говорит только о принципиальной позволительности брака для епископов, а в жизни мы все чаще и настойчивее слышим речи о гораздо большем - именно о неприменимости якобы в наше время всех тех канонических правил, которые требуют от кандидатов священства и самих священнослужителей чистой и непорочной нравственной жизни, или, попросту говоря - о позволительности для них того ужасающего разврата, в бездну которого все больше и больше погружается современное человечество.

Одно дело - грешить и каяться, зная и сознавая, что ты грешишь и нуждаешься в покаянии и исправлении жизни. Совсем другое - узаконить беззаконие, санкционировать грех, убаюкивая этим свою совесть и упраздняя этим самые основные устои Церкви, на что мы не имеем никакого права и что есть тягчайшее преступление перед Богом, Св. Церковью и душами верующих, ищущих вечного спасения. Да и до каких пор, до каких пределов можем мы себе позволить идти по такому скользкому пути отмены церковных правил, утверждающих христианскую нравственность?

Вот сейчас в Америке, а, как слышно, кое-где и в других странах, воспринявших современную "культуру", усиленно пропагандируется официальная отмена брака и легализация на место брака "свободной любви", санкционируется употребление не только состоящими в браке, но и безбрачными, противозачаточных пилюль, так как брак имеет будто бы своею целью не деторождение, а "любовь", готовится законное признание гнусной, противоестественной страсти гомосексуализма, вплоть до установления для гомосексуалистов особого чина церковного бракосочетания (предложение одного из англиканских епископов) и т. п., и т. п.


Что же? Неужели же и наша Церковь должна идти по этому модному пути - "в ногу с временем", чтобы "не отстать от жизни"?

Но какая это будет "церковь", которая позволит у себя все это или хотя бы с всепрощающей снисходительностью будет смотреть на это!

Это будет уже не Церковь, а подлинные "Содом" и "Гоморра", которые не избежат, рано или поздно, страшной кары Божией.

Мы не должны допустить обмануть и провести себя, ибо такой "церкви", вернее, "лже-церкви", нам не нужно! Пусть мы сами и слабы, и немощны, и часто согрешаем, но отменить правила церковные мы не позволим, ибо тогда и самое Евангелие Христово, по которому не хотят жить современные люди, придется признать "устаревшим", "не отвечающим духу времени" и отменить его!

И Евангелие Христово, и все правила Церкви, и установления церковные начертывают для нас тот идеал христианина, к которому мы должны стремиться, если желаем себе вечного спасения. Снижения этого идеала, в угоду страстям и похотям греховным, кощунственного поругания святыни мы допустить не можем.

Какие бы "реформы" ни замышляли все эти современные преступные "реформаторы", подлинно верующее православно-христианское сознание признать и принять их не может. И что бы ни делали отступники от Истинного Православия, веры аскетической, веры подвижнической, модернизации нашей Церкви мы не допустим и "в ногу с временем" мы не пойдем!

"ИСТИННОЕ ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННЫЙ МИР"
(Сборник статей, Джорданвилль, 1971 г.)

http://www.russian-inok.org/page.php/books/page.php?page=tema2&dir=tema&month=0507