Преп. Иустин (Попович). Единое на потребу E-mail
30.03.2011 11:08

Послание Его Преосвященству еп. Шабачско-Валевскому г-ну Иоанну 

Предлагаемое вниманию читателя письмо великого сербского богослова XX века преп. Иустина (Поповича) было написано им в 1971 году и ранее не публиковалось. В то время, когда ересь экуменизма начала поражать Православную Церковь, вопросы, рассматриваемые Преподобным, уже составляли «единое на потребу».

А сегодня, в связи с небывалым масштабным отступлением высшего епископата от Божией Истины и теплохладностью большинства простых священников и мирян, этот труд приобретает сугубую актуальность.

 

    Пробудив очи своей совести и проверив святым апостольско-святоотеческим Преданием всю свою православную совесть во всех ее боголиких безкрайностях, решил ответить на вышеупомянутый вопрос. Но, понуждаемый нынешними смутными и тревожными обстоятельствами, вынужден в своем ответе высказать то, что в нашей Православной Сербской Церкви едино на потребу (Лк. 10, 2) и важнее всего.

   Остановлюсь на самых необходимых объяснениях по вопросу моего нынешнего положения и статуса. Сегодня, когда на Святую Православную Церковь Христову со всех сторон обрушаются ужасные апокалиптические удары и когда православные сердца и совесть по-иеремийски тоскуют и мучаются, спасение каждого православного христианина, каждого из нас и всех нас вместе – под угрозой.

   Вопрос стоит о ценностях и всеценностях земли и Неба: чудесный Богочеловек Господь Иисус Христос и Его Богочеловеческое Тело – Святая Православная Церковь. Разве здесь можно молчать? И для самого новоначального православного сознания, и для охристосовленного чувства очевидна истина: акт Преосвященных епископов, членов Святого Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Патриархом Германом охвачен апокалиптикой наших дней. И это мне дает повод по-евангельски, с истинной любовью ответить по всей православной совести перед Богом и Божией Церковью и осветить главные проблемы наших дней.

 


   Преосвященные отцы, епископы, члены святого Архиерейского Синода Сербской Православной Церкви во главе с Его Святейшеством Патриархом Германом!

   Сегодня на всех сынах Православной Церкви Христовой, этого небоземного Дома Бога Живаго (см.: 1 Тим. 3, 15), лежит евангельская ответственность, и на нас, сынах этой Церкви Православной на земле, и на народе святого Саввы. Поэтому совесть моя, мучимая этой евангельской ответственностью, словно горящими углями, полагает перед живым Богом всеправедным, что всякая личная проблема должна ныне быть отброшена как несущественная и следует по-евангельски мужественно рассмотреть ужас всех проблем, разгоревшихся вокруг нас.

   Догматически, канонически и евангельски эта святая ответственность и решение всех этих серьезных проблем лежат на главной инстанции – на священной иерархии. Так и у нас – это первенство лежит на Патриархах и епископах Церкви. Поэтому позвольте мне, трегубо благодатные святые отцы, смиренно, но со дерзновением, свойственным Православию, спросить во имя неизменного Святого Предания Православной Церкви, ее Апостолов, Отцов, Мучеников, Новомучеников, Исповедников: куда идем и где окончим свой путь, если так же будем продолжать идти?

   Исходя из событий действительности, хочу обозначить только некоторые из проблем, перед которыми всякая православная, особенно сербская святосаввская совесть, стоит и с ужасом взирает на великую ответственность нашей церковной иерархии и на ее нынешнюю позицию по отношению к нашим церковным проблемам.

 

* * *

   Одна и Единая Святая Вселенская (Соборная) и Апостольская Церковь Христова на Небе и на земле, единственное небоземное Богочеловеческое Тело есть Православная Церковь Христова. Так нас непогрешимо научили и так нам неизменно передали все святые Апостолы, святые Отцы, святые Мученики, святые Исповедники, святые Новомученики и все святые Вселенские и Поместные Соборы, и так верует весь православный народ во Вселенной.

   Так веровал и так нам передал святой Савва Сербский, равноапостольный Отец и безсмертный Патриарх Церкви нашей. Напомню только о его святоотеческой проповеди на Соборе в Жиче, когда своим наследникам – епископам – он изложил и передал Православную веру, Православную Церковь, ее Святое Предание, ее Соборы, ее Догматы, ее Каноны, весь ее Богочеловеческий Домострой такими словами:

   «Принимаем все Святые Соборы по Божией благодати, которые собирались во всякое время и место ради объявления благочестия и евангельской жизни, которую принимает Вселенская Православная Церковь. Того, чего отреклись святые Отцы, отрекаемся и мы; то, что прокляли, анафематствовали они, анафематствуем и мы.

   Ведь многие ереси в разные времена и годы измыслил диавол с целью разорения и смущения правой веры и посеял по вселенной многие плевелы зловерия через беззаконных начальников ересей, которые служат диаволу. И мы их проклинаем и с ними те заповеди, которые они измыслили, гнушаемся всякой нечестивой ересью и стремимся ко всякому благочестию, которому нас учат благословенные слуги Божии: Пророки, Апостолы и святые Отцы, как и Сам Господь наш Иисус Христос, Сын Божий, сказал».

   Это «духовное учение», то есть вера Православная, – продолжает святой Савва, – «не игра и не безумие мысли человеческой, но святая вера проповеданная, на которой основаны все святые истины о Христе Иисусе, Господе нашем, о Котором Пророки Святым Духом Божиим прорекли, Апостолы научили, Мученики исповедали и все Святые сохранили, а преподобные Отцы неуклонно сберегли, как на неделимом краеугольном Камне Церкви – Христе основанную» (Житие св. Саввы от Дометиана).

   Вот эту святую веру Православную, эту святую Церковь Православную, о которой так апостольски решительно и святоотечески богомудро говорит святой Савва, начали сегодня предавать многие православные Патриархи и епископы, и пастыри, и наследники святого Саввы, не только не предпринимая ничего в защиту, но помогая и способствуя – горе нам! – тяжело говорить: разрушению Церкви Божией, Столпа и Утверждения Истины (см.: Там же).

   Это единственная всеценность рода человеческого во всех мирах. Из-за этого возмущенная православная совесть обращается к святым Отцам и святому Савве с вопросом, вопиющим из раскаленной вавилонской печи и ждущим нашего ответа на деле.

   Прежде всего, неизбежен вопрос, который мучает каждого совестливого православного христианина: зачем Белградская Патриархия (никогда не скажу: Сербская Православная Церковь!) во главе с Патриархом Германом вступила в еретическое содружество, называемое «Экуменический совет церквей», которое соединяет 233 ереси? И еще: зачем Патриарх Православной Сербской Церкви принял председательство над этими 233-мя ересями?

   Оскорбленная, раненая, принявшая удар в самое сердце православная совесть вопиет к небесам: о, ужас над всяким ужасом! О, стыд над всяким стыдом! Наследник святых Апостолов и святых Отцов, и святого Саввы – председатель сборища, на котором безчисленными способами отрекаются от догматов о Святой Троице, Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, о Богочеловеке Господе Иисусе, о Его Воскресении, о Его Пресвятой Богоматери, о святой Евхаристии, о святых Иконах, об иерархии и т.д.!

   Вот и другие вопросы из современной огнедышащей вавилонской печи: что сделали Богом поставленные устроители Церкви Христовой для защиты Святого Православия от самоубийственной легкомысленности и предательской ветрености Константинопольского Патриарха Афинагора? Своим неописуемым отношением в словах и делах он уже давно соблазняет православную совесть, отрекается от единственной и всеспасительной Истины Православной Церкви и веры, признает римскую и другие ереси за равноправные с Истиной, признает римского понтифика – Максимуса со всей его демонской противоцерковной гордостью, вероломно и поспешно готовит, по примеру Ватикана, некий свой так называемый «великий всеправославный собор», не с главной евангельской задачей в соответствии со Святым Преданием – задачей спасения человека в мире, но без участия носителей Православной веры, теологии, предания и церковности. И еще многие другие безумные вещи, папистски начиненные, «во имя Вселенского Православия», которое сегодня не может даже свободно принять правильную позицию.

   А наши самые ответственные церковные деятели, святосаввские сторожевые Православия, осознали и прислушались ли к тому, какое отношение и какая реакция на все эти душепагубные игры с верой и Церковью бывают со стороны православных по всему свету: реакция епископов, правых православных богословов, монахов, всего народа православного, и особенно святогорских подвижников?

   Но и это еще не все. Равнодушие нашей святосаввской иерархии идет еще дальше, когда апокалиптическая немота и с другой стороны наносит удар на святую веру Православную. Что наши иерархи сделали после иудиного решения Московской Патриархии об интеркоммунионе с римо-католиками, принятого 16 / 29 декабря 1969 года наперекор всем святым догматам и канонам Православной Церкви? (Решение о возможности совместного причащения православных с католиками было принято Священным Синодом Русской Православной Церкви по инициативе и под давлением митрополита-экумениста Никодима (Ротова), скончавшегося от сердечного приступа на приеме у папы римского в Ватикане. В 1986 году Синод РПЦ отменил это скандальное постановление. – Примеч. ред.)

   Этим неслыханным в истории Православной Церкви и ее догматического Предания решением о единстве в Святых Тайнах с явными еретиками глубоко ранено все Богочеловеческое Тело Православия, все Отцы и Соборы поруганы, догматы и каноны Церкви попраны, Предание отброшено, Истина презрена, Церковь Христова – Невеста Чистая – замотана в ядовитую власяницу еретиков! А мы, что мы как Церковь сделали, чтобы этого не допустить? – Ничего! Не относятся ли теперь к нам святые слова св. Григория Богослова: «Молчанием предается Бог» и Церковь Божия?!

 

    Как никогда, на данном историческом этапе наши Богом поставленные и призванные хранить веру епископы должны были занять святоотеческую исповедническую позицию защиты Православия от тех, которые им торгуют и вводят политику под личиной ложно именуемой «любви» – ведь существует и ложно именуемая любовь, как существует и ложно именуемый разум, или знание – «гностика» (см.: 1 Тим. 6, 20).

    К сожалению, они так не поступили. Но, напротив, сами участвуют – кто словами, кто делами или церковными актами, а некоторые – пассивной позицией – в осквернении Истины и продаже еретиками святости Церкви Божией.

   Разве решение той же Московской Патриархии о признании «таинства брака», совершенного римо-католическим священником, – не есть игра со Святыми Таинствами и благодатью? (Это также один из плодов активной экуменической деятельности митрополита Никодима (Ротова). Сегодня «дело» этого экуменического иерарха продолжают его последователи и ученики его учеников. – Примеч. ред.)

   Это решение было подтверждено на заседании Архиерейского собора несколько лет назад. Разве здесь нет противоречия канонам святых Апостолов и святых Отцов – Апостольским 45 и 64-му правилам? Канонам Лаодикийского Собора: 32, 33, 34 и 37-му? Совместная молитва с еретиками и принятие их «благословения» по храмам белградским, когда они приезжали ради «братских посещений», или по их сборищам, когда ходили на них, – разве допустимы? Разве некоторые наши богословы и профессора не проповедуют экуменическое «православие»? В основе этих учений разве не лежит безплодный европейский гуманизм и бесомученический европейский антропоцентризм?

   Это краткое обозрение лишь некоторых из самых существенных проблем Церкви Христовой могло бы быть обширнее благодаря ответственности или, лучше сказать, безответственности некоторых церковных деятелей. Но даже и перечисленные выше факты уже достаточно убедительно показывают, что путь экуменистов не соответствует святоотеческому пути, ни почитанию святых Соборов, но они попирают догматы и святые каноны, следуя ложному духу противников Духа Божиего, Духа Христова, Который ведет и направляет на всякую истину Церковь Православную (см.: Ин. 16, 13).

   «О, как нас печалит, – скажу и я со святым Василием Великим, – то, что оставляются каноны святых Отцов и рушится порядок (акривия) церковный; и боюсь, что такое равнодушие постепенно доведет до полного хаоса в делах Церкви» (89-е правило свт. Василия).

   При этом вспомним страшные слова Пророка Божиего: Проклят всякий, творящий дело Господне с небрежением (Иер. 48, 10). А мы делаем так и еще хуже. Поэтому необходимо, жизненно необходимо, всем нам наполнить сердца наши непрестанной молитвой ко Господу и покаянием, чтобы по великой всемилости Своей Он не предал нас ужасному проклятию небесному.

   Не станем оправдываться сентиментальными и праздными фразами о «времени», о «духе времени» или о «духе экуменизма», который преобладает в мире, или о «диалоге любви», который будто бы распаляет сердца наших современников наперекор предшествовавшей «вековой ненависти», или другими подобными лицемерными фразами. Это поверхностная позиция, далекая от истины, ложная и теплохладная. Ложная позиция, так как вместо любви истины (2 Фес. 2, 10), вместо истинной любви (Еф. 4, 15), вместо любви к Истине Богочеловеческой, протагонисты упомянутых скудных фраз поступают по суетности ума своего (Там же, 17) и тонут в мертвом море европейского легкомысленного человекопоклонства и человекоугодия.

   Каков же результат? Не просвещение заблудших вне Церкви еретиков и возвращение их к вере Истины (2 Фес. 2, 13), но уже общее безразличие к вере и пресный синкретизм. Это дерзкая, игнорантная позиция, поскольку отрекается от всей жизни прошлых веков и трудов Православной Церкви – того, что делали Святые Божии, исполненные любовью Божией и истинным человеколюбием. Они обвиняют Отцов – Святых Божиих, будто бы те жили в ненависти, или утверждают, что имеют любовь большую, нежели Святые Божии.

   Между тем, святоотеческое, унаследованное от Апостолов мерило любви к людям и отношения к еретикам, полностью Богочеловеческое и боговдохновенное, выражается в следующих словах св. Максима Исповедника: «Я не желаю, чтобы еретики мучились, и не радуюсь их злу. Боже, сохрани! – Но сугубо радуюсь их обращению. Ибо что верным может быть милей, нежели видеть рассеянных чад Божиих, собранных воедино! (см.: Ин. 11, 52). Я не потерял рассудок, чтобы советовать ценить немилосердие выше человеколюбия. Напротив, я советую со вниманием и усердием творить добро всем людям и всем верным быть всем для нуждающихся. Но при этом я говорю: нельзя помогать еретикам в утверждении их безумных верований, здесь нужно быть резким и непримиримым. Ибо я не называю любовью, но человеконенавистничеством и отпадением от Божественной любви то, когда кто-либо утверждает еретиков в их заблуждении на неминуемую погибель этих людей».

   Не по-евангельски и душепагубно также оправдываться сегодня равнодушием Патриархов и епископов. Ведь, по словам святых Отцов, неделание и небрежение и всякое иное согрешение, особенно в вере, сколько бы ни было соучастников, не становится меньшим грехом. Небрежение и равнодушие, незнание или предательство других никогда не может быть оправданием для епископа – апостольского наследника в Церкви Христовой, поставленного хранить Истинную веру и Церковь, которой только может спастись и войти в Царство Небесное народ Божий.

   Мы помним и днем, и ночью по богомудрым апостольским словам Послания Восточных Патриархов, что «сам церковный народ есть хранитель Православной веры и Предания» (Послание 1848 г., № 17). Нельзя, чтобы этот наш верующий народ Божий однажды не признал бы больше нынешних епископов носителями и хранителями апостольско-святоотеческой веры, как это умеет делать православный народ, неоднократно проявивший себя в своей крестоносной истории.

   В мутных и мертвых водах экуменизма, в которые некоторые из них вошли, редко кто из православных не захлебывается в ереси неправославия и богохульства. Но знаем во все времена и на всю вечность: никто не может остаться в Церкви Христовой Православной, если не будет держаться благочестивого и богочеловеческого соборного пути Святых Отцов и Исповедников Православия.

    Вспомним евангельское правило святого Григория Паламы, высказанное в 1345 году в письме Патриарху Антиохийскому Игнатию, отступившему от Православного учения: «Те, которые от Церкви Христовой, они от Истины; а те, которые не от Истины, не принадлежат Церкви Христовой. <…> Ведь мы научены мерить Христианство не по лицам, но по Истине и по точности веры» (Солунь, 1966. Т. 2. С. 627). Это веками подтвержденное и всесторонне испытанное правило Церкви Православной и Исповедников православных, и народа Божиего православного от святых Апостолов по сей день, и благодатью Божией и силой Божией будет действовать до скончания времен.

    О, ужас! Деяниями наших пастырей церковных православный народ Божий в нашей Церкви разделен и разобщен. Никогда во всей истории своей Сербская Церковь не переживала такую страшную трагедию, как сегодня с двумя душепагубными расколами, возникшими за время этого патриаршества и епископата. И душу мучает вопрос: что предпринял нынешний епископат для предотвращения сего раскола, чтобы разодранную ризу Христову в Сербской Церкви воссоединить так, чтобы народ Божий примирился и объединился? Вместо церковного примирения с одними и церковных канонических врачующих санкций для иных, епископат прибег к самооправданию и возложению вины на других. А через все это совершается страшное заклание сербских душ на радость врагов Божиих и наших.

   Раскол в Сербской Церкви? Смотрите, ведь смерть и ад идут за этим расколом и прожорливо заглатывают сербские души. О, демонское насыщение, угощение антихристово! Такое происходит в первый раз за всю тысячелетнюю историю сербского народа. Цинично попраны святые догматы и святые каноны Православной Церкви. О, грех, который, по святым словам святого Златоуста, не может быть омыт даже мученической кровью! «Ничего так не прогневляет Бога, как раскол в Церкви. <…> И Кровь Мучеников не может изгладить такой грех», – пишет Учитель Вселенский. Через раскол попущены на сербский народ все апокалиптические христоборческие звери. «Почернело солнце и небо» над жалким родом сербским. О, невиданное заклание сербских душ, особенно в Америке, где из-за раскола сербы ругаются, дерутся и проливают свою кровь!

   Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам (Деян. 5, 29). Это душа, это сердце Православной Церкви; это ее Евангелие, ее Всеевангелие. Она этим живет и ради этого живет. В этом ее безсмертие и вечность; в этом ее непреходящая всеценность. Покоряться Богу больше, чем людям – вот начало над началом, святыня над святыней, мерило над мерилами.

   Это Всеевангелие и есть суть всех святых догматов и всех святых канонов Православной Церкви. Здесь со стороны Церкви никто не смеет совершать какие-либо уступки людям, властям, режимам, либо идти на компромисс с людьми или демонами.

   «Покоряться Богу больше, чем людям» – это Устав Православной Церкви, ее вечный и неизменный Устав – Всеустав, ее вечная и неизменная позиция. Это первый ее ответ гонителям во все века до Страшного Суда.

   Для Церкви Бог на первом месте. Людям надо покоряться до тех пор, пока они не против Бога и не против Его закона. Но как только отступят от Бога или Его законов, Церковь тогда должна остаться с Богом и Его закон и волю отстаивать евангельскими средствами.

   Не так ли надо Церкви поступать? А представителям Церкви, как Апостольским представителям, не так ли надо делать? Годится ли оправдываться церковной икономией или, иначе, – скрыто предавать Бога и Церковь? Это все предательство Церкви Христовой.

   Власть начинается от Бога: иерархия ценностей и иерархия порядка – от Бога. Поэтому сначала требуется покориться этой власти как регулятору и как хранителю этого богоданного порядка в мире. Иначе неизбежно падение, и мы сгинем в безвластии и анархии.

   Властям надо покоряться до тех пор, пока они удерживают божественный порядок в мире, пока «слуги Божии» являются слугами Божиими. Пока они носят меч, как слуги Божии, чтобы наказывать зло и защищать добро. Покоряться потому, что слуги Божии наводят «страх на злые дела», а не на добрые. Но когда власти становятся страшны для добрых дел, когда гонят Божие добро и наибольшее Добро и Вседобро этого мира – Господа Христа и Его Церковь, тогда святой и неотступной обязанностью Церкви является всеми святыми евангельскими средствами отстаивать Господа Христа, Богочеловека, и свободу, которой Он нас одарил (см.: Гал. 5, 1). Христианин не имеет права покоряться больше людям, чем Богу, особенно людям, которые восстали против Бога истинного и против Его Евангелия.

   Таково евангельское, апостольское, святомученическое, святоотеческое православное учение о природе и ценности власти. Таково святое и непогрешимое учение Православной Церкви Христовой до скончания века. Кто этому свидетели? Все святые Апостолы, все святые Отцы, все святые Мученики и Новомученики. Все эти Свидетели являются живым воплощением и безсмертным олицетворением Пресвятого Всеевангелия Православной Церкви: «Богу надо покоряться больше, чем людям». Каждый из них всей душой, всем сердцем, всей силой, всем умом держался Божественного Всеевангелия. И поэтому все были мучимы, злословимы и убиваемы богоборческими представителями властей на протяжении веков.

   А мы? Мы, очевидно, попираем это Пресвятое Всеевангелие. Наш нынешний епископат не следует в этом за святыми Отцами и таким образом губит не только себя, но и свои души, а также и души всех нас, всего народа Божиего. Прячемся за другую заповедь Спасова Всеевангелия: отдавайте кесарево кесарю, а Боже Богу (Мф. 22, 21), чтобы оправдать свое пагубное человекоугодие? Это лишь доказывает, что мы эту заповедь ни святоотечески, ни евангельски не поняли и не применили в богочеловеческой жизни.

Перевод с сербского
Екатерины АНТОНОВОЙ

Газета "Православный крест"

http://www.pkrest.ru/n-12/12-7.html

http://www.pkrest.ru/n-13/13-8.html#1

Также http://gazeta-pkrest.livejournal.com/24336.html