Св. митр. Филарет (Вознесенский). "Поглумляхся, и малодушествоваше дух мой...". E-mail
15.11.2013 19:03

Мне хочется сказать еще несколько слов вот по какому поводу. Если сейчас смотреть на то, что совершается в мире, смотреть на то, как совершенно обезу­мевший мир все дальше и дальше отходит от евангельских начал и провалива­ется в пропасть материализма, разврата, злобы и лжи. Если в это все вгляды­ваться и вдумываться, то можно к этому относиться двояко — два впечатления или настроения можно вынести из такого наблюдения. И эти два разных на­строения точно указаны в одном из псалмов, который читался сегодня во время утрени на кафизмах и в котором сказано: "Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушествоваше дух мой". (1) 

По-русски "глумиться" — значит насмехаться над кем-нибудь, издеваться. Но древний смысл этого слова, в кото­ром оно употребляется в славянском языке, совсем другой. Глумиться — значит размышлять, испытывать, углубляться в смысл того или другого. Поэтому "поглумляхся и малодушествоваше дух мой" — это значит: я стал размышлять, и тогда дух мой впал в малодушие.

И действительно, глядя на то, что совершается, может человек, не имеющий твердого упования на Божий промысел, впасть в полное малодушие и отчая­ние. Настолько часты всюду ложь и зло. Мир изолгался совершенно. Люди врут своим ближним, те тоже врут, друг другу не верят, делают вид, что верят, и ложь прямо затопила мир. Смотрите, например, как много в последние годы кричали "о мире всего мира". И главное, так называемая "самая передовая страна всего мира", которая кричала и все кричит о том, что в ней свобода совести, а в дей­ствительности там — свобода от совести. Эта страна как раз говорит, что она — провозвестница мира, а ведь мы же с вами знаем, что та изолгавшаяся, жесто­кая, коварная, богохульная и убийственная власть, которая никогда о мире не думает, — она даже прикрывается этим для того, чтобы добиться своих целей. И однако же говорит о мире всего мира. Подписывали какие-то воззвания, со­бирали какие-то собрания, организовали какие-то комиссии мира, и все это про­питано ложью от начала до конца. В Библии говорится о подобного рода "ми­ролюбивых предприятиях": "Нечестивым нет мира" (2), — говорит Господь, — и не будет. И все это вранье, вся эта ложь способна в конце концов вызвать просто какую-то духовную тошноту, настолько все это омерзительно. И однако же обо всем этом говорится.

А в этой самой стране, в Советском Союзе, там и Церковь заставили слу­жить этим лживым целям, и она тоже примкнула к этому движению за мир все­го мира. Во-первых, отсутствие мира — это грех всего мира, если бы о мире даже искренне говорили, все равно это есть несбыточная пустая мечта, утопия. При теперешнем настроении, когда различные части человечества друг на дру­га скалят зубы, как разъяренные псы, какой может быть мир? Как можно сва­лить в одну кучу начала, которые непримиримо враждуют между собою и друг друга отрицают? Навязывать Церкви такие цели — это значит навязывать ей не то, для чего она существует. Церковь отнюдь не равнодушна к миру, но она свое дело делает, когда она к страшному престолу Господа славы возносит свои мо­ления о мире: "Миром Господу помолимся...", "О свышнем мире...", "О мире всего мира.. ." (3) Сплошь и рядом мы об этом мире постоянно слышим в молит­ве. И эта истина — ее голос. А заставлять ее ввязываться в эти лживые меро­приятия — это значит навязывать ей чуждые цели, с которыми она и согласить­ся не может, потому что истинно церковный человек не может не видеть того, как все это пропитано ложью.

И вот это-то могло бы действительно в малодушие привести человека, и если он забывает об одном, о едином нужном на потребу, тогда действительно понятно, что он может упасть духом и может до отчаяния дойти. Это и значит "поглумляхся" — размышлял я, наблюдал, что происходит в мире, и стал мало­душествовать. Но "помянух Бога и возвеселихся", потому что верующая душа при одной только памяти о том, что существует Тот, Кто правит миром, сразу ободрится. Верующий человек сам себя предает всецело в любящую руку Гос­подню. А о том, что совершается в мире, он знает. Господь, по Своим премуд­рым целям, попускает иногда злу разливаться в мире, но, во-первых, до того предела, который ему полагается и за который оно не пойдет никак. А во-вто­рых, во временном порядке. Это еще батюшка Иоанн Кронштадтский, ободряя пастырей, которые унывали от того, что зло как будто бы торжествует, говорил: да, конечно, трудно для пастырского сердца видеть как будто бы торжество это­го зла. Но помните, что это только временно и Господом попущено по Его пре­мудрым, непостижимым для нас целям. Христианин — он помнит всегда, что, в каких бы трудных условиях он ни находился, как бы ни разбушевались волны житейского моря, — кто на Бога уповает, тот возвеселится.

Помню, как мой покойный родитель, владыка Димитрий, любил говорить, что христианин, который вдруг начинает унывать, т. е. теряет упование на Гос­пода, — он своего Господа этим обижает. Господь обижается, когда перестают на Него уповать, потому что Он только того и ждет, чтобы человек к Нему обра­тился, и сразу берет его под Свою крепкую и могучую руку. Недаром Его еди­нородный Сын сказал, что верных Его никто не исхитит из руки Отца Его. (4) И когда мы помним, что Тот, Кто с нами, больше, чем кто-либо в мире, тогда мы не впадем в уныние. Конечно, скорбно то, что происходит, как гибнут души человеческие, особенно молодежи. Но все-таки в уныние христианин не впа­дет, ибо знает, что это Богом попущено на какой-то срок, в каких-то непостижи­мых для нас целях. И вот, когда он мог бы впасть в малодушие, он воспоминает Бога и возвеселяется, потому что вспомнить верующему о Боге — это значит уже возвеселиться, ибо как не веселиться христианину, когда он вспомнит — Кто его защищает, под Чьею рукою, под Чьею крепкою защитою находится он. Вот это мне захотелось вам сказать сегодня, когда читались эти стихи: "Помянух Бога и возвеселихся, поглумляхся, и малодушествоваше дух мой".

-------------------

1 Пс. 76:4.

2 Исайя 48:22 (ср. Исайя 57:21); по синод. перев.: "Нечестивым же нет мира, говорит Господь"; но перевод не точен, т. к. на церковно-слав.: "Несть радоватися нечести­
вым, глаголет Господь", т. е. "нечестивым нет радости" — это точный перевод с греческого.

3 Прошения из Великой ектении.

4 Ср. Ин. 10:27-29.

Беседа печатается по: "Православная Русь" N° 18 (1519) (1994) 4, 15.

Источник: "Столп огненный. Митрополит Нью-Йоркский и Восточно-Американский Филарет (Вознесенский) и Русская Зарубежная Церковь (1964-1985)", - Санкт-Петербург, 2007. Составление и комментарии монахини Кассии (Т.А. Сениной)

http://www.portal-credo.ru/site/?act=lib&id=2901