Афонский старец Савва. Путь доброго несогласия E-mail
19.02.2012 23:03

Краткие сведения о старце Савве из келии Святителя Николая на Капсале, Афон


Досточтимый старец отец Савва первоначально следовал политике девятнадцати управляющих монастырей на Афоне, которые считали, как и многие, что на время нужно делать известные уступки в вопросах веры. 
И так как он был добродетелен, искренен и благонамерен, то многие отцы, которые недавно прибыли на Афон, – так называемые "новые святогорские отцы", которые находятся в общении с экуменистами и поминают Константинопольского патриарха, — часто посещали старца. Они ставили его примером своим ученикам и неизменно повторяли, что, если отделение зилотов и их протест являются правильными, почему тогда добродетельный отец Савва не последовал за ними? 
Но когда в декабре 1987 года Константинопольский патриарх Димитрий сослужил с римским папой, старец Савва восстал — его душа не могла больше переносить пребывания в такой явно экуменической церкви. Вместе с другими подвижниками он протестовал и отделился от всех остальных отцов на Афоне, которые следуют политике девятнадцати монастырей. Он не ходил в церковь ни в один из этих монастырей, ни в келлии или скиты, которые были в общении с ними. 
Это вызвало гневное возмущение всех, поминавших Вселенского патриарха: из монастырей и келлий к о. Савве стали приходить монахи, чтобы убедить его вернуться. Но частые посещения, которые были ему только в тягость, оставались напрасными. 
В конце концов, старец был вынужден ответить письменно одному монаху, который часто досаждал ему. Этим письмом о. Савва дал ответ всем, кто притеснял его, ибо они были хорошо организованны и применяли все возможные средства, чтобы вырвать старца из Православия и вовлечь его в сети пагубного экуменизма.


--------------------------------------------------------------------------------

Дорогой отец Никодим, благослови!

Во время твоего посещения нашей келлии несколько дней тому назад ты снова повторил свои неправославные догматические высказывания, что мы находимся вне Церкви, ибо не поминаем патриарха Димитрия. Ты сделал также и некоторые другие высказывания, ради которых мы чувствуем себя вынужденными написать настоящее письмо для твоего полнейшего наставления, после того как доказательства и опровержения, которые мы предложили тебе во время нашего разговора, нарушили твой душевный мир и привели тебя в гнев. 
В книге "Достопамятные сказания отцов-пустынников" пишется, что когда авву Агафона спросили о том, гордец, блудник и еретик ли он, он ответил положительно на два первых вопроса, ибо сие было полезно для его души, но не согласился с тем, что он еретик, ибо ересь является отпадением от Бога (1). 
По-твоему, (и согласно всем святогорским монастырям, кроме Есфигмена, скита Св. пророка Илии (2) и множества отцов-зилотов), мы заблуждаемся и являемся раскольниками. Трудно тебе признать, что Константинопольская патриархия проповедует ересь, ибо тогда тебе следует признать, что состоять в общении с этими волками, а не пастырями является достойным осуждения, или же следует тебе перестать идти вслед за ними, согласно заповеданному всеми святыми отцами и церковными соборами. 
Ты пытаешься оправдать Фанар, но их собственные слова и деяния показывают, что ты заблуждаешься. Напрасно ты приводишь мнение отца Паисия (3) и некоторых других, которые проявляют снисходительность к настоящему положению и делают уступки, говоря, что они поступают так "по икономии", но когда придет сему время (когда якобы Димитрий, как он сказал, войдет в полное общение с папой), вы отделитесь от всего, что нарушает учение святых отцов и церковных соборов. Вы глубоко заблуждаетесь. 
Что касается увещеваний некоторых, на которые ты ссылаешься, – либо старца Паисия, либо твоего соседа о. Исаака, либо чьих то других, которые утверждают, что Димитрий «правильно преподает слово истины», разве можно тебе ожидать, что мы примем их как богоугодные, когда они совершенно противоположны православному учению? И как только предается истина, не является ли более уместным назвать сие беззаконием, нежели икономией, отступлением, приспособлением или снисхождением? Ты настаиваешь на своей позиции, ибо старец Паисий сказал, что "Димитрия подвели его епископы, и он совершает то, чего не желает" и что "если мы перестанем поминать патриарха, то окажемся вне Церкви" и еще многое другое, к чему могут быть отнесены слова свят. Иоанна Златоуста: "Все их слова безумны и являются сказками для неразумных детей!". Эти их слова являются плодом нового богословия, использованного Фанаром в печально известной Энциклике 1920 г., в которой еретики названы "нашими сонаследниками Божией благодати". 
Ты приводишь слова свят. Иоанна Златоуста, что "даже кровь мученичества не смывает греха раскола", а также слова свят. Игнатия Богоносца: "Ничто среди вас да не совершается без епископа" и делаешь заключение, что когда отделяемся от своего епископа, то становимся вне Церкви. 
Но святые сказали сие в то время, когда Православие процветало, и Церковь находилась в мире. Сегодня, когда ураган экуменической всеереси сметает даже избранных, имеют силу другие слова тех же святых: "Если ваш епископ — еретик бегайте, бегайте, бегайте от него, как от огня и от змия" (свят. Иоанн Златоуст). "Если твой епископ начнет проповедовать что-то, что является чуждым установлением, даже если он живет целомудренно, творит чудеса, пророчествует — да будет для тебя, как волк в овечьей шкуре, ибо он является поборником душевной погибели" (свят. Игнатий Богоносец). Если Димитрий преподавал правильно слово истины, тогда с правом можете использовать взятые от двух святых отцов цитаты; но сегодня вы переделываете святоотеческие писания по своему вкусу для оправдания своей вины, что являетесь спутниками Димитрия, Парфения Александрийского (4), Иакова Американского (5), Стилиана (Харкианакиса) Австралийского (6). Неужели вам не хватает стольких оснований священных церковных соборов и святых отцов? Или, наверное, вы боитесь быть изверженными из еретической синагоги? Факт, что остальные Патриархии находятся в общении с Фанаром, не является настолько важным. Важно то, кто идет по стопам святых отцов и стоит в истине. Александрийский патриарх Парфений сказал, что признает Мохаммеда апостолом, который трудился для царствия Божия, и также и другие богохульства, которые вам известны. Не нужно вам писать о ереси американского архиеп. Иакова (Кукузиса) и австралийского архиеп. Стилиана (Харкианакиса). Вы находитесь в общении с теми личностями, как будто они правильно преподают слово истины! Кто осудит Иакова (Кукузиса)? Может быть, Парфений? Или возглавляемая Варфоломеем комиссия фанариотов (7), которая уже два года "расследует" — является ли Харкианакис еретиком? Неужели не понятно, что они не желают вынести приговор? 
Фанар обещал делегации из трех святогорских игуменов, что отзовет и исправит заявление патриарха Димитрия агентству "Юнайтед Пресс" о возможности для православных причащаться у латинян, что заменят Стилиана (Харкианакиса) на должности председателя Комиссии по богословскому диалогу и т. д. А исполнили ли что-то из сих обещаний до этого времени? Или вы верите, что мы не несем ответственности, и нет у нас вины, и мы можем остаться в общении с ними только потому, что старец Паисий бесстыдно утверждает, что заявления и действия Димитрия не противоречат нашему учению и не попирают истину?
История повторяется. Св. Феодор Студит, св. Максим Исповедник и многие другие христиане, которые не следовали за иерархией, когда последняя в разные времена проповедовала ересь, все они были названы раскольниками этой же иерархией. Хотя св. Герасиму Иорданскому служил лев, хотя он был чудотворцем, но и он тоже был в заблуждении, ибо не принимал IV Вселенского собора и увлек за собой тысячи палестинских монахов, доколе не был вразумлен св. Евфимием Великим и не покаялся. 
Ты спрашиваешь меня: «Возможно ли, чтобы старец Паисий и семьдесят епископов государственной Элладской Церкви были в заблуждении?» 
Разве ты хочешь, чтобы Бог насилу привел их к Его исповеданию? В протоколах иконоборческаго собора 754 г., в царствование Копронима, читаем ужасающее восклицание 338 епископов, присутствовавших на соборе: "Да живет император! Иконы есть идолы, и следует либо уничтожить их, либо повесить настолько высоко, дабы никто не мог им поклоняться!". Трудно ли тебе поверить, что семьдесят епископов могут заблуждаться сегодня, когда, как видишь, намного больше заблудились тогда? В нынешнее время монахи ищут приобретения митр, игуменских жезлов, при этом только фиктивно исповедуя веру — т. е. показывают известное негодование, но не перестают поминать патриарха, продолжают терпеть всяческие нововведения вопреки Евангелию, внесенные Димитрием, Иаковом, Парфением и подобными им. Св. Феодор Студит однако пишет, что монашеским деланием является нетерпение и малейшего нововведения в Христово Евангелие. 
Во время богослужения в Риме Димитрий не получил от папы облатки (8), дабы избежать враждебной реакции со стороны "консерваторов". Но там, в Риме, он исповедал учение, что латиняне имеют церковные таинства и все еще исповедует его. Этого ли недостаточно? В какой век, когда была широко проповедана ересь, святые и христиане поступали как вы, те, которые продолжают поминать Димитрия? На какой прецедент в истории Церкви мы можете указать, дабы вы могли сказать, что следуете его примеру? Если бы вы были сынами святых (сиречь их подражателями и последователями), «то дела Аврамовы делали бы», как сказал евангелист (Иоан. 8, 39). Во времена патриарха Иоанна Века (9) святогорские отцы перестали поминать его, хотя он еще не был низвергнут соборно. И так как они оставались тверды в отстаивании святоотеческих постановлений (т. е. не вошли в общение с отступниками от православной веры), Христос им даровал мученические венцы. Что касается тех, кто сослужил с поминающими латинствующего "официального" патриарха Иоанна Векка — известно, что до сего дня тела их остаются опухшими, смердящими и неразлагающимися в назидание всем. 
Вы говорите нам, что если Димитрий не исповедует все грехи, которые он сотворил, тогда он будет осужден. Таким образом вы признаете, что следуете одному человеку, который самоосуждается от своих действий. То, что он попадает под собственное проклятие (и сие в вопросах веры, а не личных грехов), означает, что он творит дела диавола. В таком случае вы сами признаете, что имеете диавола своим спутником. 
Серьезно ли говоришь, отче Никодиме, или же шутишь? Ты утверждаешь, что если Афинагор «покаялся» бы и исповедал бы грехи незадолго до смерти, то он бы спасся (10)? Покажи мне хотя бы одно святоотеческое свидетельство, которое оправдывало бы нахождение в Церкви, проповедующей ересь, как это делает "кроткий и тихий предводитель Православия Димитрий". Может ли освятить нас такое послушание иерахии, которая не преподает правильно слово истины? Если не желаете признать, что монастырь Есфигмен и такое множество иных отцов-зилотов достойны чести — согласно 15-у правилу Двукратнаго собора — тогда хотя бы замолчите и не богохульствуйте, утверждая, что они раскольники и находятся вне Церкви. Вы пренебрегаете заветом свят. Марка Евгеника Ефесскаго, который не желал, чтобы латиномыслящие даже присутствовали на его погребении. 
Сначала следует научиться, а после делать подобные высказывания. Согласно вашему ходу мыслей, свят. Марк Ефесский, св. Максим Исповедник и бесчисленные множество других, не принимающих общения с еретиками, вне Церкви!
Видишь, куда ведет ваше «новое богословие»? Кто бы подумал в то время, что святогорские отцы будут почитать как свою библию книгу о. Епифания Феодоропулоса «Две крайности» (11)? Вы советуете нам, дабы мы протестовали тем способом, который рекомендован на страницах 19 и 22 в этой книге, протестовать (по словам экуменистов) против «священных канонов, которые в нынешние времена неприложимы из-за отсутствия любви в них». Отец Епифаний также обрисовывает патриарха Афинагора как человека, который был «подвержен демонической любви» [к еретикам]. Несмотря на это он остался в общении с такими подверженными "демонической любви" личностями. Удивительная последовательность!
Мы видели подобные протесты в случае, когда представители монастыря Григориат просили записать в решение священного Кинота, что если главный секретарь будет отправлен в Австралию, то он не будет служить там. В конце концов, главный секретарь не поехал. Но о. Василий, игумен монастыря Ставроникита, презрев решение всех остальных монастырей, отправил о. Тихона "на помощь" архиеп. Стилиану (Харианакису). Когда о. Тихон вернулся, его послали на праздник келлии Белозерки. Там представитель монастыря Григориат (о. Афанасий) сослужил с о. Тихоном и остальными. В комментариях нет нужды. 
О. Епифаний (Феодоропулос) был принужден к молчанию, когда опровергли его ошибочные взгляды двадцать лет назад. Но вы, с такими же небогословскими доводами, ищете оправдание своего общения с патриархами, которые проповедуют ересь "с непокрытой головой" (т. е. принародно), которые «подвержены демонической любви" к еретикам, а одновременно преследуют истинно-православных и таким образом подражают патриарху Иоанну Векку, императору Константину Копрониму и всем подобным им. Когда вы им поете "Многая лета!" и поминаете их, все равно, что говорите им: "Вы стоите здраво в вере и вам подобает послушание, честь и поминовение". И не помогаете им уразуметь, что они идут по пути зла. Но если бы вы прекратили общение с ними, может быть, они бы почувствовали угрызения совести и стремление к истине. Ваша вина в предосудительном молчании, которое свят. Григорий Палама назвал третьим видом безбожия, которое увеличивается с каждым минувшим днем, вопреки вашим т. н. протестам. 
Когда во время патриарха Иоанна Векка латиномыслящие направлялись сюда для того, чтобы насильно ввести унию с латинянами, наша Владычица, Пресвятая Дева Богородица, Хранительница Святой Горы Афон, прорекла от Своей иконы: "Идут враги Моего Сына и Мои враги!" (см. Житие 26 зографских мучеников – П. Б.). 
В прошлом году, когда наследник Иоанна Векка Димитрий ("предводитель Православия"!) пришел сюда, он застал Святую Гору, облаченной в черное от двухнедельных пожаров. (12) Имеющий уши да слышит глас Пресвятой Богоматери. 
Дай, Боже, отыскать тебе путь доброго несогласия, как учит св. Никодим Святогорец в толковании на 14-е послание св. ап. Павла, говоря: "Если он (игумен или епископ) исповедает зловерие, т. е. веру в еретические или богохульные учения, бегайте от него, даже если он есть ангел с небес".

старец Савва, недостойный, но православный монах
Келия Свят. Николая, Капсала, 13 августа 1991 г.

-------------------------------------------------------------------------------------

Приснопамятный старец остался тверд в добром исповедании веры до своей кончины в октябре 1991 года, несмотря на множество усилий «новых святогорских отцов» убедить его принять их взгляды. Его достойный ученик и наследник, отец Алипий, помня волю и Завещание св. Марка Ефеского и следуя его примером, не позволяет поминающим совершать заупокойные службы на могиле старца. Мы молимся, чтобы пример старца Саввы нашел достойных последователей!

Перевод с английского по «The Struggle Against Ecumenism», Boston, MA 1998, Appendix R, pp. 288-296. Оригинальное письмо опубликовано в периодическом издании монастыря Есфигмена "Святой Агафангел Есфигменский", ноябрь-декабрь 1991 г.

Дополнительные материалы и ссылки:
Священник Патрик Рансон. Преследование Афонских монахов Константинопольской патриархией. Впервые за 1000 лет...! Посещение Румынии папой Иоанном Павлом ІІ, 7-9 мая 1999 г.
Преподобный Иустин Сербский. Православная Церковь и экуменизм. // Православное отношение к экуменизму. (Письмо о. Иустина Св. Синоду Сербской Православной Церкви).
Епископ Триадицкий Фотий. Единство Православия в наши дни. // Кризис в православном церковном сознании сегодня — возможна ли в Православии категория «внешней правильности»? // Опасность новой унии возрастает. // Отступление сегодня. Экклесиологический аспект: духовная аутентичность как источник каноничности. // Православие — страждущее и торжествующее. // Роковой шаг по пути к отступлению. О "Всеправославном конгрессе" в Константинополе [На сайте "За Истину" http://www.zaistinu.ru/]



Примечания:
От редакции: в квадратных скобках […] болгарским переводчиком добавлен текст для более полного восприятия эллиптического в некоторых местах оригинального текста.

1. Грех и ересь, согласно учению свв. отцов, различаются в корне: грех есть нарушение закона Божия, а ересь есть искривление закона Божия. >>>
2. Где тогда подвизались братия РПЦЗ, которых в 1992 году по приказу Вселенскаго патриарха выгнали с Афона, а скит был передан поминающим грекам. >>>
3. Старец Паисий (1924-1994), святогорский отшельник, один из популярнейших старцев нашего времени. Вопреки множеству отступлений Константинопольских патриархов-экуменистов от православной веры, он открыто поддерживает их и совращает на этот путь многих из своих духовных чад. >>>
4. В октябре 1989 г. Александрийский патриарх Парфений изумил православный мир одним своим высказыванием для государственной радиостанции тогдашней Западной Германии: "Для меня Мохаммед является апостолом... Понимаю, что то, что я сказал, не найдет полного одобрения у всех православных. Однако я могу принять, что пророк Мохаммед, как его называют мусульмане, является апостолом... Он был Божий человек, который работал для Царствия Божия и создал ислам..." (цит. по "Ортодокс Типос", №854, 6.10.1989 г., с. 1).
По сему поводу архим. Серафим (Алексиев) пишет в своем труде "Православие и экуменизм": "После первого момента потрясения невольно задаешься вопросом: забыл ли Александрийский патриарх, что по внушению вышеупомянутого "Божьего человека, который работал для Царствия Божия", миллионы его последователей-фанатиков прошли с огнем и мечом как раз через православный Восток и убили бесчисленное множество мучеников за Христа, чья кровь неизменно свидетельствует против них?" ( "Православие и экуменизм", ч. И, изд. ИИ, С., 1998 г., с. 344). 
Это потрясающее высказывание не может восприниматься как случайное недомыслие патриарха Парфения — он многократно принародно высказывал подобные мысли: "Является ли ислам богодухновенной религией или нет — для меня такой вопрос не существует. Понимаю — является богодухновенным". "Мохаммед является Божиим человеком, который принудил арабов из пустыни веровать в единого Бога, чтобы они могли молиться, поститься, любить своих ближних и совершать добрые дела. И это является добром" (Hieromonk Klemes Agiokyprianites, "The Contribution of the Orthodox Ecumenists to the Interfaith Venture and Their Responsibility for Itс [Etna, CA: Center for Traditionalist Orthodox Studies], pp. 41-42). 
"Ислам в своем Коране говорит о Христе и о Пресвятой Деве, а нам следует говорить о Мохаммеде смело и дерзновенно. Нам следует открыть свои глаза на его историю и вклад, на его проповедь единого Бога и на жизнь его учеников, которые являются учениками единого Бога" (ibid., p. 42). 
"Когда говорю против ислама или буддизма, тогда я не в согласии с Богом" (цит. по "Агиос Киприанос", №232, сентябрь-октябрь 1989 г., с. 118). 
А при встрече в Англии с Кентерберийским архиепископом Джорджем Кери в начале 1991 г. патриарх Парфений заявил: "Православная Церковь не принимает рукоположение женщин, но я одобряю идею рукоположения женщин, и с удовлетворением приветствовал бы ее осуществление" ("Агиос Агафангелос Есфигментис", №124, март-апрель 1991 г., с. 7). >>>
5. Архиеп. Иаков, бывший архиепископ Северной и Южной Америки (в юрисдикции Вселенской Патриархии) печально известен своими экуменическими высказываниями и деятельностью. Еще в конце 50-х гг. Иаков, тогда Мелитийский митрополит, исполняющий должность представителя Вселенской Патриархии в правлении ВСЦ в Женеве, писал, что единство Церкви "было очевидно рассечено" и что в контексте ВСЦ экуменистам "следует довести вековое разделение Церкви до благоприятнаго конца" (Bishop Angelos of Avlona, Ecumenism: A Movement for Union or a Synretistic Heresy? [Etna, CA: Center for Traditionalist Orthodox Studies, 1998], p. 25).
В 1961 г. в своем телевизионном обращении архиеп. Иаков между прочим сказал: "...мы пытались рассечь нешвейный хитон Господа — и тогда сыпали "аргументами" и "лжедокументами" чтобы доказать, что наш Христос настоящий, и наша Церковь — Его Церковь... Жить едино и молиться едино без всяких разделительных стен, будь они от расовых, будь от религиозных предрассудков, является единственным путем, который может несомненно довести нас до единства" (цит. по о. Георгий П. Макрис, The Orthodox Church and Ecumenical Movement During the Period 1920-1969 [Seattle, WA: St. Nectarios Press, 1986], p. 23). Архиеп. Иаков осудил как "религиозный предрассудок" священные каноны, которые запрещают совместные молитвы с неправославными (там же). 
В апреле 1963 г. архиеп. Иаков заявил на Ассамблее американских членов ВСЦ, что "было бы совсем глупо истинно верующим претендовать или настаивать на том, что полная истина была открыта единственно им, и что только они обладают ею. Подобное утверждение было бы не библейским и не богословским. Христос не уточнил ни дня, ни места, в которых Церковь внезапно возобладает истиной в ее полноте" (там же, с. 43). 
В 1967 г. он заявил открыто: "Мы нуждаемся в едином новом Христианстве, основанном на совершенно новом понимании и терминах (к. н.?)... Мы не можем преподавать будущим поколениям ту форму религии, которую мы приняли" (Делибаси А., Ересь экуменизма (по-гречески) Афины, 1972 г., с. 251). 
Американский архиепископ Иаков участвует также в одном "надрелигиозном" движении, чьи последователи — христиане из всяких еретических сообществ, а также мусульмане, буддисты, иудеи — могут собираться вместе и служить своему богу (там же — цит. по греческому ежедневнику "Естия" от 17 августа 1972 г., с. 2)! Как действительное выражение этой экуменической деятельности, "православный" архиерей пожертвовал 500 тыс. долларов на основание в Америке трех адогматических сборищ, где "всякая раса может служить одному богу, не определенному догматически, а определенному только через любовь" (Делибаси А., "Эпоха антихриста" (по-гречески), Афины, 1974 г., с. 124). 
А в 1988 г. он выразил желание быть первым православным епископом, рукоположившим женщину во священники ("Агиос Киприанос", №230l май-июнь 1989 г., с. 71). >>>
6. В своем Рождественском послании 1988 г. Австралийский архиеп. Стилиан защитил богохульный фильм "Последнее искушение", сценарий которого был создан по не менее богохульному роману Никоса Казандзакиса, где наш Господь изображен в борьбе с плотскими искушениями. Архиеп. Стилиан объявил, что фильм, вызвавший самые бурные протесты во всей Греции, не является ни богохульным, ни антихристианским! В этом своем послании он высказал кощунственную еретическую мысль, что человеческое естество Христа не является ни совершенным, ни безгрешным от времени Его зачатия, но Его совершенство и безгрешность являются плодом борьбы между двумя Его противящимися друг другу естествами и волями. Архиеп. Стилиан дошел даже до того, что сказал, что естество нашего Господа "не сошло с неба совершенным и безгрешным" ("Ортодокс типос", №824 от 3 февраля 1989 г. и №833 от 7 апреля с. г.). >>>
7. Скандальное послание архиеп. Стилиана стало причиной того, что против него было справедливо выдвинуто обвинение в проповеди ереси. Обвинение поддержали не только множество пасомых Австралийского архиепископа, но и видный член Синода Элладской Церкви Флоринский митр. Августин. Константинопольская Патриархия была принуждена создать особую комиссию для рассмотрения дела под руководством Филадельфийского митр. Варфоломея (нынешнего Константинопольского патриарха). В конце концов комиссия оправдала архиеп. Стилиана. >>>
8. Хостия (облата) – маленькая тонкая бесквасная лепешка, которая преподается римокатоликам в качестве причастия. >>>
9. Иоанн ХІ Векк — Константинопольский патриарх (1275-1282 гг.), один из главных поборников унии с латинянами, заключенной на Лионском соборе (1274 г.). >>>
10. Частная исповедь является достаточной для прощения личных грехов, но для совершенных принародно грехов против веры необходимой является исповедь и покаяние перед всем церковным народом, согласно словам Спасителя: "Итак, всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим. А кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим небесным" (Матф. 10, 32-33). >>> 
11. Архимандрит Епифаний (Феодоропулос) – известный высокообразованный клирик официальной Элладской Церкви, ныне покойный. Хотя и выдавал себя за противника экуменизма, он находился в полном общении с православными экуменистами. В своей книге «Две крайности» даже попробовал аргументировать свою позицию, объявив крайностями как экуменизм и модернизм, так и противостояние им, осуществляемое стоянием в святоевангельских истинах и святоотеческих заветах и ограждением от общения с иерархией, открыто проповедующей ересь. >>>
12. Вышеупомянутый пожар начался 14-го августа и продолжился до 28-го августа (н. ст.) 1990 г., т. е. во все время Успенского поста. >>>

Журнал "Православно слово", №2, 2001 г. "Православная Русь" №3/2002 г., сс. 6-9. Все примечания болгарского редактора. 

Источник: http://blogs.mail.ru/list/multistrada/A307FDE77EE9EE0.html