Марта Аллевато. Католики и православные: новый союз перед лицом секуляризации E-mail
12.05.2011 22:40

Эта статья Марты Аллевато появилась на сайте агентства AsiaNews

Мы беседуем с директором «Духовной библиотеки» в Москве о диалоге и встрече между двумя великими Церквами: климат двусторонних отношений в последнее время заметно улучшился, причем не только на дипломатическом, но и на «низовом» уровне. На очереди – возможность общего свидетельства.

Секуляризация как бы возвращает нас к дням существования Советского Союза и требует союзнических отношений с православными, дабы совместно дать ответ на вызовы эпохи. Знамения, указывающие на интенсификацию такого сотрудничества заметны, причем не только на дипломатическом, но и на «низовом» уровне, – свидетельствует 44-летний Жан Франсуа Тири, один из главных протагонистов установления более тесных отношений между Католической и Русской Православной Церквами. Он – голландец, в настоящее время натурализовавшийся в России, рассказал агентству AsiaNews о плодах своих приключений, начавшихся 20 лет назад в небольшой квартирке на окраине российской столицы, в которой возглавляемое им издательство «Духовная библиотека» начало выпускать книги религиозного содержания. Позднее оно преобразовалось в культурный центр «Покровские ворота», открытый при содействии московских властей и ставший ныне площадкой для плодотворного диалога между религией и обществом, а также с Московской Патриархией.

«С 1993 г. мы прилагаем все усилия, чтобы сблизить католиков с православными, – говорит Тири, – но в последние годы, когда руководство Церквей выражает желание сотрудничать, наши усилия приносят куда более заметные результаты». Прежде всего, это проявляется в том, как православные воспринимают вести из Ватикана. «Заметьте, то, что говорит сегодня Бенедикт XVI, воспринимается в Москве с куда большим энтузиазмом, куда более позитивно, чем слова Иоанна Павла II, который не был в России ни прочитан, ни понят, возможно, из-за нашей собственной ограниченности как католиков, возможно, из-за неподходящего выбора времени».

Отсутствие предубеждений культурного и религиозного порядка – это самая характерная черта «Духовной библиотеки», которая стремится иметь дело с теми, «кто осознал важность наведения мостов между католиками и православными через культуру». В «наведении мостов» участвуют такие католические организации и фонды как «Помощь Церкви в нужде», «Христианская Россия», «Свет с Востока». Издательство выпускает порядка 12 книг ежегодно и распределяет порядка 300 тысяч экземпляров изданий. В культурном центре «Покровские ворота» работает 21 сотрудник. Только четверо из их числа являются католиками. Здесь и православные, и католики, и атеисты, и антиглобалисты могут ощущать себя совершенно свободно. В год центр посещает в среднем 12 тысяч человек. Здесь ежегодно проводится порядка 250 мероприятий, включая дискуссии, концерты, просмотры фильмов, что создает многочисленные возможности для интенсификации экуменического диалога. «Мы не ограничиваем себя исключительно темами Церкви и религии, – говорит Тири, – мы обсуждаем общезначимые темы, всё, что имеет какое-то отношение к ценности жизни и к стремлению к истине». Минувшей зимой, например, очень большой интерес вызвал курс лекций православного священника по семейной психологии. В среднем каждый вечер его приходило послушать 60 супружеских пар.
При этом площадка для диалога между католиками и православными, созданная в центре «Покровские ворота», не ограничивается стенами этого здания. «По приглашению Московской Патриархии мы участвовали в конференциях по вопросам труда, общества, секуляризации и образования. Мы много путешествуем и устраиваем презентацию наших инициатив в таких, например, городах как Воронеж, Новосибирск, Астана», – отметил Тири.

«Область культуры и образования – это самая плодотворная сфера сотрудничества, но и требующая наибольшей деликатности», – продолжает свой рассказ директор церковной организации, членами Попечительского совета которого являются одновременно католический митрополит Павел Пецци, возглавляющий Арихиепархию Божией Матери в Москве, и православный митрополит из Минска Филарет. Особую осторожность следует проявлять, работая с детьми. «Эта сфера всё еще остается предметом дискуссий, – говорит Тири, – и объектом пристального внимания со стороны Московской Патриархии, мотивированного тем, что Россия – это православная страна. Поэтому, несмотря на свои богатые содержанием традиции в области образования и воспитания, Католической Церкви приходится крепко задуматься, прежде чем приступить к реализации конкретных проектов по работе с детьми, таких например, как организация детских приютов, каковых ныне в России насчитывается четыре».

В этой области между нами всё еще существует некоторое недоверие, однако проблема мнимого «католического прозелитизма», пожалуй, может уже считаться решенной. Большую работу в этой связи проделала Смешанная православно-католическая рабочая группа, членом которой также является и Тири. Эта группа была учреждена в 2004 г. Патриархом Алексием II и кардиналом Вальтером Каспером, тогда возглавлявшим Папский Совет по содействию христианскому единству. В состав группы входит шесть человек, которые встречаются дважды в год, чтобы обсуждать проблемы, накопившиеся во взаимных отношениях, и помогать экуменическому сотрудничеству между Церквами. Ныне предметом обсуждения является Закон о реституции церковной собственности, а также инициативы сотрудничества в сфере образования и помощи семьям. Тири вспоминает, что в советские времена нечто подобное являлось рутинной работой: «Тогда был общий враг в лице тоталитарной власти, и это обстоятельство объединило две Церкви. А когда настала свобода, мы поспешили воспользоваться ей, хотя и не теряя из виду братских отношений, но всё же разойдясь в разные стороны». Но теперь, в эпоху наступления секуляризации и материализма, подобно эпидемии охватывающих Россию, подвел итог Тири, – «у Церкви появилось новое задание, хоть и отличное от прежнего, но подразумевающее, что мы обязаны сотрудничать во всех областях, где только это возможно. Это и есть наша цель на сегодняшний день. С одной стороны, наше сближение обусловлено внешними обстоятельствами. В то же время, нам не следует забывать и о воле Господа, призывающего нас к единству».

Перевод: Сибирская католическая газета