Протоиерей Александр Новопашин: «Кому Бенедикт XVI предлагает покаяться?» E-mail
26.11.2010 08:35

    «Бенедикт XVI заявляет, что «экуменическая деятельность - это убежденный, страстный и настойчивый поиск единства в истине». В связи с этим у меня сразу возникает вопрос, который некогда задал Понтий Пилат: «Что есть Истина?» Что понтифик подразумевает под истиной? Неужели папское первенство, от которого католики никогда не отступят? Очевидно, что если они и пойдут на какие-то изменения в догматах, например, решат отказаться от филиокве, то они вряд ли когда-нибудь отступят от догмата о непогрешимости папы. Уверен, что католики всегда будут стоять на том, что папа Римский есть первенствующий иерарх всего мира. Понтифик также заявляет, что достижение единства возможно, прежде всего, в молитве и покаянии. В связи с этим встает вопрос, кому Бенедикт XVI предлагает покаяться? Скорее всего, католики готовы предложить нам покаяться. К сожалению, не совсем понятно, что понтифик подразумевает под словами "истина" и "покаяние". Мы, например, считаем, что понтифик выражает готовность католиков покаяться, а на самом деле окажется, что он предлагает православным покаяться. Вообще гадать, что подразумевал папа Римский под словами "истина" и "покаяние", - дело неблагодарное», - заявил в интервью «Русской народной линии» известный миссионер, настоятель новосибирского собора во имя святого благоверного князя Александра Невского протоиерей Александр Новопашин, комментируя обращение папы Римского Бенедикта XVI к участникам пленарного заседания Папского совета по содействию христианскому единству, отметившего 18 ноября 50 лет со дня своего основания.

 

    Как сообщает сайт «Радио Ватикана», папа выразил свое мнение относительно того, каким должен быть путь к единству:

    «Сегодня некоторые, особенно на Западе, думают, что этот путь лишился своего порыва, и поэтому ощущают необходимость обновления экуменического интереса и придания четких контуров диалогу. Перед нами стоят беспрецедентные задачи: новые этико-антропологические интерпретации, экуменическое воспитание новых поколений, мы сталкиваемся с большей раздробленностью экуменической среды».

    По словам понтифика, «экуменическая деятельность - это двойное движение. С одной стороны, это убежденный, страстный и настойчивый поиск единства в истине, разработка моделей единства, выявление противостояний и темных сторон с целью достижения единства. Все это осуществляется в богословском диалоге, но прежде всего - в молитве и покаянии, путем духовного экуменизма, составляющего бьющееся сердце всего пути: единство христиан - это молитва, оно живет молитвой».

    Бенедикт XVI считает, что «единство созидаем не мы, его созидает Бог: оно исходит свыше, от единства Отца с Сыном в диалоге любви, которой есть Святой Дух. Это - приобщение к Божественному единству. Но мы не должны умалять и наших усилий. В конечном счете, и в экуменическом пути нужно оставить Богу то, что принадлежит исключительно Ему, и искать единства с серьезностью, постоянством и самоотдачей, учитывая, что наше обязательство включает действие и страдание, активность и терпение, тяжкий труд и радость».

 

    «Бенедикт XVI призывает к покаянию, но готовы ли католики покаяться? - задается вопросом протоиерей Александр Новопашин. - Мы помним, что Иоанн Павел II приносил покаяние перед иудеями и мусульманами. Но вопрос в другом - что они будут требовать от нас? Чего они от нас ожидают? Надо быть крайне осторожными, идя навстречу даже к богословскому диалогу с католиками. В этом диалоге каждое слово надо очень серьезно рассматривать. Мы знаем коварство Ватикана, нам известна цена его предложений с самых давних времен. Давайте вспомним, что католики предлагали Александру Невскому королевский титул и свое войско, лишь бы он принял католическую веру. Уверен, что если католики и пойдут на уступки, то не в самом главном - от примата папы Римского они никогда не откажутся. Поэтому нужно ко всему, что предлагают католики, относиться с трезвым, здоровым недоверием и пониманием того, что главной задачей Ватикана является установление своего первенства во всем мире. До тех пор пока католики не заявят о своей готовности отказаться от примата папы Римского, разговор с ними о путях достижения единства не имеет никакого смысла. Мы должны вести речь о единстве под покровом Православия, но никак не под покровом папы Римского».

 

    «Почему Ватикан до сих пор не выказал свое отношение к тем событиям, которые происходили в Западной Украине, когда они разгромили несколько православных епархий, захватили многие православные храмы и потворствуют униатам в их разрушительной деятельности? Известны случаи избиения и даже убийства православных священников. Пусть католики ответят сначала на эти вопросы, а уж потом мы будем говорить с ними о шагах по разрешению иных вопросов. Но они стараются увильнуть от тех вопросов, которые задавал им еще блаженной памяти Святейший Патриарх Алексий II. Почему они не отвечают на эти вопросы? Конечно, схоластикой легче заниматься, католики готовы много и красиво говорить о чем угодно, но только не о самом главном. Пусть ответят на те вопросы, которые мы им задавали еще несколько лет назад, и только тогда мы будем говорить с ними на глубокие богословские темы. О каком экуменизме может идти речь? С кем они предлагают нам молиться? С еретиками? Конечно, мы не будем молиться с еретиками, а Католическая церковь исповедует еретическое вероучение. Папизм, обратимся к святым угодникам Божиим, есть ересь, от которой они вряд ли отступят. Поэтому неизвестно, о какой «истине» говорит Бенедикт XVI. Ватикан предлагает нам вступить в игру по своим правилам на своем поле, уводя нас от решения тяжелых насущных реальных проблем», - заключил протоиерей Александр Новопашин.