Игумен Симеон (Станчетич). Единство в истине E-mail
09.06.2010 13:44

Беседа с игуменом сербского монастыря Рукумия отцом Симеоном

"У Бога ценятся не те поклонники, которые велики по своему количеству, но те, которые отличаются правой верой, хотя бы их оказалось и очень мало. Поэтому Божественное Писание говорит, что много званных, но принимаются только избранные, и достойнейших - совсем мало".
(Свт. Кирилл Александрийский).

 

    Предлагаем вниманию читателей беседу с известным сербским духовником - отцом Симеоном (Станчетичем), игуменом обители Рукумия, расположенной в средней Сербии, под Сопотом на Млаве, возле Пожаревца.

 

- Отец Симеон, расскажите, пожалуйста, читателям "Православного Креста" о нынешнем состоянии Сербской Церкви.

- Положение в Сербской Православной Церкви трудное. Мы пережили тяжелое искушение в начале Великого Поста, на Масленицу, когда насильно с Рашско-Призренской кафедры был смещен владыка Артемий, антиэкуменист, неутомимый делатель на ниве Господней, ревнитель о сохранении Православия в чистоте и защитник Косова и Метохии - святой Сербской земли. Кроме этого, в Белградской семинарии изъят курс догматики преподобного Иустина (Поповича), что демонстрирует крайнее отклонение от Истины наших богословских учреждений.

Собственно, духовное противостояние идет уже давно - с момента принятия церковного соборного решения о выходе Сербской Православной Церкви из Всемирного Совета Церквей (экуменическая организация, куда входят представители различных конфессий и вер. - Примеч. ред.). Уже тогда два сербских епископа проявили самочиние, перейдя под управление Константинопольского Патриарха, - так возникла духовная оппозиция. Через нее в Сербскую Православную Церковь, посредством нарушения Литургического устава, стало проникать обновленчество. Это лжеучение было заимствовано от греческих обновленцев, которые утверждают, будто бы они открыли "старый опыт" Богослужений. Одним из нововведений является частое Причащение без должного приготовления. Это противоречит нашим православным сербским традициям и примеру наших сербских святых. Некоторые молитвы, читаемые раньше тайно, теперь произносятся во весь голос. Царские врата открыты в течение всей Литургии. Вводятся изменения в великой ектении. Например, мы произносим: "О спасении душ наших миром Господу помолимся", а обновленцы: "О спасении нашем Господу помолимся". Душа, получается, упразднена, - они не молятся о ее спасении! И понятно, что многие люди, в основном те, кто только воцерковляется, не замечают таких перемен. Или, например, слово "храм" в молитвах заменяется словом "церковь". Может возникнуть двусмысленность, так как можно думать о членах Церкви, а не о самом храме, - и это очень важные моменты. Теряется страх Божий, попускается всякая плотская невоздержанность и упраздняется пост.

Этика обновленцев связана с их лжеучением. Они руководствуются теорией Иоанна (Зизиуласа), митрополита Константинопольской Патриархии, отличающейся от учения преп. Иустина (Поповича), которое зиждется исключительно на святоотеческой догматике. Они говорят, что Христос принес людям новую жизнь. Но мы знаем из Евангелия, что Христос есть Сам Путь, Истина и Жизнь (см.: Ин. 14, 6). Сын Божий Сам пришел и дал Себя людям. Это основополагающие понятия, и подмена их угрожает духовной смертью.

Смещение владыки Артемия противозаконно, но мы ждем в мае решения Собора и надеемся на восстановление справедливости. Возмутительно еще то, что монастырям, поддерживающим Владыку Артемия, было запрещено служить Литургию на Пасху! Все "наказанные" праздновали Воскресение Христово вместе со своим духовным отцом - епископом Артемием в монастыре Фенек, где Владыка служил Праздничную Литургию.



-  Что значит Россия для сербского православного народа?

- Как во время молитвы обращаем мы взоры на Восток, так же мы смотрим на Святую Русь. Мы внимательно наблюдаем за тем, что происходит в Русской Православной Церкви.

Православие - это препятствие для слуг антихриста. Мы осознаем, что силы зла готовят его приход в мир. С этой целью заменен календарный стиль, с этой же целью вводятся новшества в Богослужение. Это делается для внутреннего разделения в Церкви, чтобы вновь пробудившиеся через покаяние души не достигали спасения во Христе. И именно потому богоборческие силы толкают людей в различные заблуждения. Так, например, частое Причащение без покаяния может вызвать безразличие ко спасению, поскольку, если нет покаяния, отвергается труд очищения от страстей и Причащение из Таинства превращается просто в некую обыденную нравственную обязанность. Здесь характерно утверждение Зизиуласа, что якобы уже достаточным подвигом "является то, что человек встал с кровати и пришел в храм" - это, по его мнению, причина, на основании которой дозволяется принятие Святых Тайн.



- Нуждаются ли православные сербы во всенародном покаянии? Существует ли грех, касающийся всего сербского народа?

- Да. Общенародным грехом в Сербии является убийство чад во чреве. Еще полсотни лет назад этот грех не имел такого распространения в сербском народе, как теперь. Появился и другой ужасный грех - сквернословие. Покойный отец Фаддей (недавно почивший сербский старец) говорил, что 100 лет назад сербы вообще не сквернословили. Этот грех пришел к нам из Венгрии. Сербы посылали туда своих детей обучаться военному делу, и через них стала распространяться эта зараза, которая во время правления коммунистов достигла катастрофических масштабов. В церковно-славянском и в старо-сербском языках ругательств нет. Реформа языка, осуществленная Вуком Караджичем, привела к утрате его чистоты. А богохульство, нераскаянность, осуждение других и самооправдание еще более усугубляют ситуацию. Есть такая сербская пословица: "Кто кается, тот не лает". Т.е. сквернословие у нас приравнивается к собачьему лаю.



- Есть ли надежда на возрождение Православия?

- Да. Сейчас мы видим, как люди стремятся в храм, у них возникла духовная жажда - жажда возвращения к вере. Но, как в Сербии говорят, - "непомянник" делает свое черное дело, у него своя цель. Для спасения необходимы подвиг и разумная ревность по Богу, пост, покаяние и молитва. А расслабленность и самооправдание толкают на изменение канонов Церкви - для достижения мнимого единения со Христом без покаяния и поста. Это заблуждение надо преодолевать и не допускать его распространения.



- Сейчас некоторые говорят, что "Бог в душе" и потому главная глобализационная идея - электронная идентификация личности - не влияет на спасение.

- Все происходит постепенно. Так, если кто-то желает вступить в церковный Брак, сначала ему дается испытание, время, потом происходит обручение, а потом - Венчание. То же самое и с чипами. Сначала мы вступаем в согласие с системой, потом принимаем некий знак системы, а в итоге ставим печать зверя на руку и на чело. Задача антихриста заключается в полном контроле человеческого сознания и души.

Некоторые люди оправдывают себя тем, что, мол, для того чтобы осуществить благую цель - отправиться на поклонение святыням в другие земли, надо иметь заграничный паспорт - а он с чипом. Что тут сказать? Лучше его не иметь. И если бы у меня он появился по каким-то причинам, я бы постарался поскорей избавиться от него.

В мире происходят страшные вещи, декларируется зло, осуществляется манипуляция человеческим сознанием. Надо беречь свою душу ради спасения. Вот, недавно появился свиной грипп. Само название говорит об источнике его происхождения. Защитой должны быть не чипы, а пост, покаяние и молитва. Ведь все, что случается с нами на земле, - попускается Богом. А отступая от Христа, мы сами готовим дорогу антихристу.

Сейчас крайним проявлением нашего грехопадения становятся гей-парады - парады срама и позора. Эти беззакония вопиют на Небеса о наказании - мы ведь знаем, что случилось с Содомом и Гоморрой.



- Как же в последние времена не потерять веру?

- Надо всегда помнить о своей первой ревности по Богу, о своем первом покаянии и самоукорении. Как сказал святой Савва: "Да держимся веры чистой, а молитвы частой". Внимательно относитесь к каждому слову молитвы, в соответствии со словами преп. Иоанна Лествичника: "Надо свой ум затворить в словах молитвы". Спасутся же претерпевшие до конца.



- Отец Симеон, что такое экуменизм?

О всеереси экуменизма я зачитаю вам отрывок из статьи владыки Артемия, опубликованной в журнале "Православие" от 15 декабря 1996 года: "Это измышления все того же древнего змия, называемого диаволом и сатаною (см.: Откр. 12, 9), который нашим прародителям в раю предложил стать богами, но не с помощью Бога, а вопреки Богу, с помощью диавола. Так и нынешние экуменисты желают осуществить единство христиан, о которых Христос молился в своей первосвященнической молитве (перед страданием (см.: Ин. 17, 21)), но не в Истине, а посредством компромисса, лжи и лицемерия. Не на вере во все, что Христос открыл и оставил людям во спасение в Своей Церкви, но на некой относительности всего, даже самой Церкви.

Этот проект выдумали протестанты, а подхватили, к сожалению, все, в том числе и православные пастыри (епископы и священники), которые от теоретического экуменизма (диалога с неправославными) в большинстве своем перешли к практическому экуменизму к совместным молитвам и „богослужениям“, и даже к совместному „причащению“. Но это не привело к поставленной цели объединения „всех церквей“, но к небывалой смуте и разделениям в Единой Церкви Христовой, Церкви Православной.

В наше время (как это не раз было в церковной истории) исполняются слова Христовы, что Церковь Его не одолеют врата ада (см.: Мф. 16, 18). И действительно, в каждой Поместной Церкви есть те (среди клира и народа), которые не соглашаются и не принимают отраву экуменизма, в каких бы формах им это не предлагали. Они есть и остаются Церковью Бога Живаго, столпом утверждением истины (см.: 1 Тим. 3, 15). Эту Церковь действительно врата ада не одолеют, ведь истинен Тот, Который обещал это тем, которые Его любят".



- Кто имеет власть изменять порядок в Православной Церкви? Может ли это сделать один из епископов?

Изменение богослужебного порядка во власти только Вселенского Собора; ни один, ни несколько епископов не имеют этой власти; одна Поместная Церковь не имеет власти менять порядок Божественной Литургии. Вселенские Соборы являются единственной инстанцией, которая что-то привносит и разрешает. Вселенские Соборы утвердили святые догматы нашей веры, правила святой Истины; они утверждены на Семи Вселенских Соборах и на десяти Поместных. Это правила святых Отцов, это Святое Евангелие, подтвержденное кровью мучеников.

Так же и с церковным порядком. Никто не может ничего менять в Святой Литургии, кроме той инстанции, которая это благословила и утвердила, а это Вселенский Собор. Ни у одного епископа, ни у нескольких, ни у епископов одной Поместной Церкви нет власти что-то менять в службе. Те же, кто дерзает делать это, сами себя ставят в гибельное положение, так как будут отвечать и за себя, и за всех людей, которых увели в погибель. Поэтому никогда нельзя соглашаться с обновленчеством. Поэтому наши епископы защищают исправный литургический порядок, отвергают новшества. Нам надо следовать решениям, согласным с Церковным Преданием. Если кто-то не хочет слушать Церковь, он должен быть для нас как язычник, как сказано об этом в Святом Евангелии. Послушание Церкви очень важно. Патриарх Павел говорил, что мы не епископу даем обеты, но его послушанию Церкви. Так мы уповаем не на человека, как непослушного епископа, но уповаем на послушание епископа Церкви. Только так совесть может быть спокойна. Надо слушать Церковь, а не слушать того, кто не слушает Церкви!

Пусть же те братья и сестры, которые идут на службы к обновленцам, хорошо подумают над этим. Надо говорить открыто о своем несогласии с обновленчеством и не мириться с ним. Церковь - наша или, точнее, - ваша! Священники приходят и уходят, а Церковь остается. Зачем позволять кому-то в ней сорить? Надо своевременно очищать Церковь от мусора. Пусть служба идет так, как она шла веками. Например, есть такие случаи у нас, когда целый иконостас отправляют на реставрацию, и служба проходит как у латинян, без иконостаса. Зачем смущать православный народ? Почему бы не производить реставрацию на месте?



- Может ли быть в Православной Церкви многообразие в вопросах веры и существующего порядка?

Мы знаем, как надо служить по Типикону. Наш Типикон от святого Саввы Освященного, жившего в VI веке. С ним нас связывает имя нашего великого Святого и икона Троеручицы. Тот, кто меняет Типикон, ставит себя выше него. Богослужение установлено по Типикону для того, чтобы везде была единая служба, во всех Православных Церквах. Чтобы мы в любом храме чувствовали себя как в своем, даже если этот храм находится за границей. Как в Студенице, так же и в Пожаревце. Зачем вводят новые службы? Зачем это угождение епископату? Что, разве нас побьют, если мы не послушаем тех, которые не слушают Церковь? Ну, пусть побьют нас, если Бог им позволит такое! Защитимся. Мы должны сначала духовно обновиться, чтобы иметь силу защищаться от насильников!

Видите, братия и сестры, кто есть Церковь и где Церковь. Наши храмы все православные. Владыки и священники поменяются, а храмы останутся такими, какие они есть. Храмы освящаются православными молитвами, православными епископами, православными священниками, и они будут стоять. Между тем, те, которые молятся в них Богу, должны иметь одну веру с теми людьми, которые освящали эти храмы. Это надо знать! Должна быть одна вера и одна служба! Если люди, изменившие веру, придут в эти храмы, то навлекут на себя гнев тех, которые их возводили и освящали. Да запретит Бог тем, которые меняют веру и порядок в Церкви! Да запретит им Христос! Да иссякнут их силы! Пусть руки у них отсохнут, чтобы перекреститься не могли, раз являются нехристями! Пусть новые церкви себе строят, если не хотят каяться (им с Запада средства подадут), но не оскверняют наших святынь!
Православная вера должна держаться по Символу Веры, на основе всего нашего духовного наследия - по святым догматам и святым канонам. Почему же сейчас мы дожили до обновленчества? Вероятно, некоторые господа обрели самоуверенность, получив "благословения" со стороны, и чувствуют себя на высоте. Их обличает отсутствие смирения и надменность. Непослушание Собору есть непослушание Церкви, а непослушание Церкви есть непослушание Богу. Наше же дело - бороться за Истину Православия.



Беседовала Екатерина Антонова


Источник: газета "Православный крест"

http://www.inform-relig.ru/monit.html