Алексей Головинский. Готовьтесь, люди русские… E-mail
22.06.2012 16:53

Лидеры «мирового православия» хотят ускорить созыв Всеправославного Собора (опубликовано на Портале-Кредо в марте 2009)

 

Спокойное, казалось бы, течение Великого поста в православном мире взорвало поистине сенсационное сообщение из Константинополя, сиречь турецкого Стамбула. Вселенский Патриарх Варфоломей разослал главам официальных поместных православных Церквей, большинство из которых являются сателлитами Константинопольского патриархата, приглашение прибыть в июне и декабре этого года на встречи, посвященные подготовке будущего Всеправославного Собора.

 

С 60-х гг. прошлого века, когда началось движение за созыв такого Собора, его протагонисты избегают традиционного наименования "Вселенский", указывая на то, что так в истории Церкви назывались общие Соборы восточной и западной частей единой еще Вселенской Церкви. Получается, что самим названием Собора его организаторы задают определенную экуменическую перспективу, причем сосредоточенную на ключевой точке Западной Церкви, на традиционном центре, как они выражаются, "древнего неразделенного христианства" - Риме.

Именно там, на руках у Римского первосвященника Иоанна Павла I таинственным образом скончался 5 сентября 1978 г. один из отцов-основателей современного "предсоборного движения" в экуменическом "мировом православии" Ленинградский митрополит Никодим (Ротов). Одним из ближайших и любимых учеников Никодима был тогда архиепископ Выборгский, а ныне Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (Гундяев). Обстоятельства смерти митрополита Никодима оказались глубоко символичными – он был большим почитателем католической Церкви, посвятил Папе Иоанну XXIII свою докторскую диссертацию, а каждую поездку в Рим воспринимал как "паломничество к Апостольскому престолу". По своим религиозным взглядам Никодим постепенно стал вполне искренним и аутентичным католиком, что породило уверенность консервативной церковной общественности того времени в том, что он был тайным кардиналом. Так это или нет, проверить теперь затруднительно, но в последние годы опубликовано немало личных свидетельств служения Никодимом "приватных месс" по латинскому обряду. По его почину было принято и скандальное решение Священного Синода РПЦ МП 1969 г. о допустимости причащения православных у католиков и наоборот. Лишь после смерти Никодима это решение было незаметно отменено.

В интенции "латинофильства" развивал митрополит Никодим и свою экуменическую деятельность, главным направлением которой для РПЦ МП его времени было участие в работе Всемирного Совета Церквей (ВСЦ), по преимуществу протестантского. Первой серьезной зарубежной должностью совсем еще юного воспитанника Никодима, архимандрита Кирилла (Гундяева), была именно должность представителя РПЦ МП при ВСЦ в Женеве. Направление церковной карьеры и образ мышления нынешнего Патриарха Кирилла были заданы митрополитом Никодимом, его типом религиозности, его идеалами и мечтами, главной из которых было "воссоединение с Великой Церковью Запада" через проведение Вселенского Собора. Не должно ли нам казаться естественным и логичным, что в патриаршество Кирилла эти цели начнут воплощаться в жизнь, ведь первый ученик Никодима стал Патриархом как бы "вместо" своего учителя, которому, по причине чрезвычайных яркости и неординарности, не дали занять высший пост в РПЦ МП в 1971 г. ее поработители-коммунисты? Люди из близкого окружения Кирилла могут подтвердить, что он никогда не скрывал своих патриарших амбиций, но объяснял их не властолюбием, а неким долгом перед покойным учителем, обязанностью довести до конца его великое вселенское дело.

По аналогии с Никодимом, современная консервативная церковная общественность воспринимает Кирилла тоже чуть ли ни как "тайного кардинала". Но нынешний Патриарх учитывает ошибки своего учителя и не склонен действовать столь стремительно и прямолинейно. Первые недели своего патриаршество он посвятил утверждению в сознании церковных масс своего "консервативного" образа, нарочито (а потому не очень естественно) подчеркивая верность традиции и даже (впервые в жизни!) прочитав Великий покаянный канон преп. Андрея Критского на церковнославянском языке. Некое снижение публичной активности Кирилла сразу после его избрания и поставления Патриархом, а также и особенно в начале Великого поста, призваны, как кажется, "приучить" церковную общественность к столь неординарной и, скажем честно, скандальной фигуре на патриаршем престоле, помочь этой общественности преодолеть первоначальные страх и недовольство. Массовость движения "непоминающих" нового Патриарха (особенно в УПЦ МП) свидетельствует о том, что любое резкое движение или революционное высказывание Кирилла способно поставить Московскую патриархию на грань раскола. Впрочем, совсем избежать таких высказываний ему не удалось, что привело к масштабным церковным дискуссиям вокруг размышлений Кирилла о "плотской любви" как "полноте жизни" и заявления в Неделю торжества Православия о том, что раскол страшнее ереси.

Теперь Патриарх Кирилл открывает новую и поистине историческую страницу своего "первосвятительского служения" - он становится одним из Отцов созываемого Всеправославного Собора, известного в православном предании под апокалиптическим именем "Восьмого Вселенского". Нацеленность этого Собора на "преодоление трагического разделения Церкви на Восточную и Западную" прямым текстом задана Вселенским Патриархом Варфоломеем, который называет главной целью Собора "общие итоги диалога Православной и Католической Церквей". Иными словами, сам грядущий Собор можно понимать как "итог" этого диалога, как преддверие Собора более широкого, который с чистой совестью Вселенский Патриарх сможет назвать "Вселенским", поскольку ныне это название он считает неуместным для Собора "только лишь Восточной части" Вселенской Церкви.

В "мировом православии" создалась уникальная ситуация, когда оба ключевых Патриарха – Константинопольский и Московский – ориентированы на сближение и даже "воссоединение" с Римом. Но если паства Вселенского Патриарха в массе своей подготовлена к такому акту и мыслит вполне "вселенскими" категориями, то перед Московским стоит нелегкая задача соединить изоляционистские настроения русского православного народа, подогреваемые антизападной риторикой Кремля, с принятием католиков в качестве "братьев", в качестве "равноправных христиан другой традиции", с которыми мы мирно делим "канонические территории". При всех квазиконсервативных высказываниях Кирилла он никогда не отказывал католической Церкви в ее каноническом достоинстве, не отрицал "благодатность" ее таинств, всячески демонстрировал лояльность ее священноначалию. Последний пример – освящение храма РПЦ МП в Испании, на которое тогда еще митрополит Кирилл пригласил местного епископа Римско-Католической Церкви, подчеркивая, что его присутствие обязательно, поскольку священнодействие происходит на его "канонической территории".

Простейшим способом "совместить несовместимое" на первое время станет тактика "двойных стандартов", всегда успешно применявшаяся и митрополитом Никодимом, и Патриархом Кириллом. Это когда на Западе делаются вполне экуменические заявления, а в России, "для внутреннего пользования", - антизападные и изоляционистские. Эта тактика позволит на время "усыпить бдительность" православной общественности в "предсоборный период". Потом, очевидно, будет задействован другой прием – подавление авторитетом Вселенского Собора. В конце концов, многие в РПЦ МП по совести не могли принять избрание столь пререкаемой фигуры как Кирилл Патриархом всея Руси, но вынуждены были склонить свои выи перед авторитетом Поместного Собора. Освоив это простое движение, выям ничто не помешает склониться еще ниже перед гораздо более высоким авторитетом Вселенского Собора. А правда ведь, мы же не Максимы Исповедники, чтобы в одиночку "идти против всей вселенной"…

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&type=archive&day=19&month=3&year=2009&id=69355