"Выход из Всемирного Совета Церквей - святоотеческое решение". Интервью с протоиереем Захарией Маргалитадзе, клириком Грузинской Православной Церкви E-mail
02.03.2012 11:51
От редакции газеты "Православный Крест": С протоиереем Захарией Маргалитадзе, клириком Мцхето-Тбилисской епархии Грузинской Православной Церкви, мы познакомились через интернет. Отец Захария – модератор антиэкуменического сайта, на котором публикуются материалы в защиту веры. Мы попросили его дать интервью для нашей газеты. «Прочитав письмо, не мог не ответить, – написал нам отец Захария. – Насчет интервью – считаю себя некомпетентным говорить от себя. Но боюсь вас обидеть, так что попробую, посмотрим, что получится».

– Отец Захария, расскажите, пожалуйста, о себе. Где Вы живете, служите, как стали священником, были ли Вы в России?

– Восьмидесятые годы прошлого столетия в Грузии считаются пробуждением народа от спячки атеизма. Во время учебы в Политехническом институте, мне было тогда 22 года, началось необычайное оживление церковной жизни, и огромная масса людей, особенно молодежи, потянулась к Церкви. Там нас встретили знаменитые личности, проповедники, во главе с его Святейшеством Патриархом Грузии Илией II, архимандритом Рафаилом (Карелиным), архимандритом Лазарем (Абашидзе) и многими другими. Это были поистине благодатные годы, мы все забыли прежнюю греховную жизнь, прежние интересы и всецело погрузились в удивительный мир церковной жизни. Мы жадно впитывали все от наших наставников, последние наши копейки тратили на перепечатанные книги, и каждая новая была огромной радостью для нас. Свт. Игнатий (Брянчанинов), свт. Феофан Затворник – вот наши первые путеводители в этот благодатный мир, которых мы приняли как родных и полюбили навеки. Потом – семинария, священство, очень многое мы испытали, очень много испытаний впереди.

Отроду мне 44 года, женат, 8 детей. Служу приходским священником в храме св. Николая в старой крепости Нарикала – сердце Тбилиси, откуда начинал строиться город. Живу тоже в Тбилиси. Это удивительный город, усыпанный святынями. Сколько его ни разрушали завоеватели, как чужие, так и свои, он все равно сохранил свою неповторимую красоту. Его называют Парижем Кавказа. А я бы назвал его вместе с Мцхетой Иерусалимом Кавказа.
Насчет России – к сожалению, я там не бывал, если не считать нескольких дней проездом в молодости. А сейчас уже старею, стал страшным домоседом, трудно переношу всякие поездки, но уважаю русский народ за его огромный вклад во служение Вселенскому Православию.

Крепость Нарикала, храм св. Николая

Крепость Нарикала, храм св. Николая


– Вы являетесь создателем сайта «Альманах „Наковальня“» (если я правильно перевела название; http://almanaxi.ucoz.com). С какой целью Вы создали сайт?
– Вы правильно перевели. «Наковальня» – по-грузински «грдемли». Мы символически взяли название очень известной в Грузии полемической и антикатолической книги Бессариона Орбелиани (XVII в.). Цель создания сайта исходит из обязанности христианина. Каждый христианин ответственен за веру, тем более священник. Мы хотим смиренно, без всякой искусственности и претензий свидетельствовать о вере, которая для нас – самый драгоценный подарок Божий, тем более в наше время всеобщего отступления и забвения, при агрессивном наступлении антицерковной духовности, которая своими рационалистическими и еретическими учениями стремится вытеснить учение апостольское. Так что мы создали сайт, в первую очередь, для себя, для более глубокого самоопределения, также для обороны, а потом, дай Бог, для наступления. Если кому помогаем – спаси Господи! Да будет во прощение наших грехов!


– Расскажите, пожалуйста, о состоянии Православия в Грузии. Насколько религиозен, воцерковлен, тверд и ревностен в вере народ? Каково состояние монашества, священства? Какие проблемы, на Ваш взгляд, сейчас стоят в Грузинской Церкви наиболее остро? Какие трудности существуют, какие есть положительные моменты?
– Состояние Православия в нашей Церкви, по-моему, такое же, как и в других Поместных Церквах, особенно в постсоветских странах. В Грузии наблюдается внешнее обустройство Церкви, например, очень много храмов строится, на это грузины денег не щадят. Почти весь народ покрестился, называться атеистом уже стыдно, а вот внутренняя жизнь очень трудно восстанавливается, мало-помалу, а без нее далеко не пойдешь. Мы только сейчас начали осознавать, какой урон был нанесен Церкви атеизмом. В Грузии много ревностных христиан как среди клира, так и среди мирян, которые, не щадя сил, самоотверженно трудятся во благо Церкви. Но только энтузиазмом не возьмешь. Разрушать духовность легко, а восстанавливать – кровь проливать. Самая большая проблема – иссякновение сосудов Святаго Духа, а без них подлинной духовности не восстановишь. Церковь – благодатный мир, и восстанавливать его можно только благодатными средствами. Наши личные инициативы могут даже повредить воссозданию Церкви. Нужна не только хорошая администрация, но и хорошие молитвенники. Только святость является подлинной духовностью, и подлинная церковность – это стремление к святости.

– Каково положение Церкви в государстве?


– По-моему, у нас и не византийская гармония, и не советское гонение, где-то посередине. По природе государство и Церковь – разные стихии с разными целями и средствами. Конечно, возможно и сотрудничество, но надо остерегаться, чтобы это было не во вред Церкви, которая является богочеловеческим организмом со своими духовными целями. Она – неземная организация, без культурных и социальных тенденций. Наше государство стремится к западным стандартам, там Церковь признают, даже финансируют, но не дают большой воли. Она не должна мешать господствующей идеологии, а зачастую эта идеология противоречит закону Божию.
Есть сложные проблемы, их надо решать, у нас за это серьезно еще не взялись, тут еще так называемый посткомунистический застой, а каково новое мировоззрение – еще не знаем, если не считать очень активных адептов нового мышления, проповедующих сексуальную и религиозную свободу.

– Ваш сайт – антимодернисткий и антиэкуменический. Как проявляется модернизм и экуменизм в Грузинской Церкви? Например, у нас, в России, есть определенные иерархи и священнослужители (такие, как митр. Иларион (Алфеев), протодиакон А. Кураев и др.), которые осознанно насаждают модернизм и экуменизм в РПЦ. Есть ли у вас подобная проблема?

– Вам известно, что Грузинская Церковь вышла из ВСЦ (экуменического «Всемирного совета церквей».Примеч. ред.). Это благоприятно повлияло на жизнь Церкви. Во-первых, прекратились безсмысленные, греховные экуменистические лобзания. Во-вторых, в Церкви нет теперь явной пропаганды экуменизма. Побаиваются. Одного такого протоиерея лишили сана. В основном экуменисты действуют кулуарно, больше за церковной оградой. За эти годы они предприняли несколько массированных наступлений с целью отбить проигранное, но наткнулись на авторитет Патриарха, как на скалу, который отбросил их фронт в глубокий тыл. Но они – неугомонны, готовятся к решающим боям, наверно, дожидаются постпатриаршей эпохи. Это организованная, ядовитая сила, с которой никогда нельзя договориться. После неудач они сменили тактику. Сейчас они предпочитают работать на «просвещение» народа, это их самая слабая точка. Народ настроен стоять за Церковь, но эти сыны века коварны и день, и ночь ищут, кого поглотить (ср.: 1 Петр. 5, 8). Так что у нас нет времени дремать. Мы понимаем, что эта идиллия внутрицерковного мира может перемениться, и надо к этому серьезно готовиться.

– Расскажите о выходе Грузинской Церкви из ВСЦ. Как это произошло? Кто был инициатором такого решения? Благодаря чему это стало возможным?


– В те годы я был молодым священником, и к тем событиям имел некоторое отношение, но наше участие было невелико. Главные деятели событий – знаменитые грузинские подвижники, которые неустанно трудились на поприще благочестия. Их подвиг, их безкомпромиссное Православие и мудрость зажгли сердца очень многих людей. Также надо отметить тружеников печатного слова. Они фактически переиграли экуменистов, и большинство верующего народа было настроено православно. Это большинство и поставило вопрос перед иерархами, которые, во славу Божию, решили его положительно. Нельзя не отметить огромный вклад нашего Святейшего, который поступил мудро, не допустив ошибки греческих иерархов, которые проигнорировали глас верующего народа и этим много горя принесли своей Церкви. 

Выход из ВСЦ – святоотеческое решение. Так мы отрезали от нашей Церкви злокачественную опухоль. После решения Синода мы все плакали от радости, трудно было поверить, но это воистину сбылось. Это стало огромной милостью и чудом Божиим.

Отец Захария

Отец Захария с паствой. Крестный ход на праздник Воздвижения Мцхетского Креста


– Отец Захария, как Вы думаете, сможет ли наша, Русская Православная Церковь выйти из ВСЦ? Что для этого нужно сделать каждому православному в России?

– Трудно сказать, как развернутся события. По-моему, не надо гадать и составлять искусственные схемы – они пагубны. Из истории Церкви видно, что благочестивая жизнь и ревность об истине меняли худшее в Церкви на лучшее. В первую очередь надо бороться за спасение собственной души от плотского мудрования, эгоизма, самости, внутреннего окаменения и нечувствия. Самый главный подвиг – это подвиг благочестия. За веру ответственен каждый христианин. О ней тоже надо радеть, но действовать нужно строго святоотеческими методами. Наша цель свята, поэтому каждый шаг должен быть вымолен, каждое решение должно быть подсказано мудростью. Враг не дремлет. Он создал как ереси, так и схизмы. Это последнее наказание за нашу гордость, которая является трудноизлечимой, страшной духовной болезнью. Порой в эйфории мы забываем, что мы не спасаем Церковь, а сами спасаемся в Церкви. Надо смиренно, с долготерпением радеть о спасении, и мы будем услышаны. И дай Бог, худшее изменится к лучшему.

– Расскажите, пожалуйста, о наиболее почитаемых в Грузии православных святынях, о святых и праздниках.

– Самая большая святыня нашей Церкви – это шедевр зодчества Светицховели, где пребывает Хитон Господень, обагренный Кровью Спасителя. Светицховели – мистический центр Грузии, и не только Грузии. Его святость нельзя описать словами. Надо помолиться, чтобы ощутить его величие. В народе говорят, что если за год три раза помолиться в Светицховели, это равносильно паломничеству в Иерусалим.

Второй по величине святыней в Грузии является Бодбийский монастырь св. Георгия, место захоронения св. равноапостольной Нины. Туда даже в советское время не прекращалось паломничество изо всех стран бывшего Советского Союза. Также надо отметить величественные светильники Грузинской Церкви: обитель св. Шио Мгвимского, лавру св. Давида Гареджийского, монастырь св. Иоанна Зедазенского – древнейшие монастыри, чудом сохранившиеся от разрушений и потрясений. Другие многочисленные святыни пусть простят меня, все перечислить невозможно.

Грузия – святая земля, усыпанная множеством древнейших церквей. Наши предки были воистину великими людьми. Не могу также не сказать о всенародной любви и особом почитании грузинами св. Георгия. Но чтобы хорошо ознакомиться с грузинскими святынями и святыми, рекомендую замечательную книгу архимандрита Рафаила (Карелина) «Слава Грузинской Католикосской Церкви».

– Ну, и напоследок, скажите, пожалуйста, несколько слов об отношениях Грузинской Церкви с Русской.

– Наш Патриарх много раз подтверждал, что отношение Грузинской Церкви к Российской дружеское, несмотря на то, что многим в Грузии это не нравилось. Это поистине христианская позиция, которая не злопамятствует и выше политических и националистических воззрений. Между нашими странами сложились сложные отношения, пролилась кровь. Мы понесли большие потери. Но миру и хорошим отношениям альтернативы нет. И дружеским мостом между нашими странами является Православная Церковь.



Беседовала Анна Самсонова

Источник: газета "Православный Крест", № 6 (30).

http://www.inform-relig.ru/publication/detail.php?ID=1445