Владимир Семенко. Дивеевская смута. E-mail
28.02.2012 23:30

Скандал вокруг Оптиной был прямой подготовкой к следующему этапу воспитания в нас «толерантности»: теперь за православным богослужением могут, оказывается, молиться и паписты. Экуменический курс взят «всерьез и надолго». Сопротивление же церковного народа будет просто проигнорировано. А наши «благомыслы» продолжат убаюкивать народ рассказами о том, что у мудрого «священноначалия» все под благодатным контролем.

За последнее время нам немало рассказали о том, насколько мы несдержанны и склонны выискивать сучок в глазу своего брата, придираться к мудрым шагам «священноначалия», направленным на решение крупных церковно-политических задач и умирение всевозможных страстей. Церковные благомыслы рассказали нам, что и никакой русификации богослужения не предвидится, и никаких реформаторских решений за спиной церковной полноты не принимается, ну а все разговоры об экуменизме – это вообще неадекватный бред злых и лишенных духовной трезвости людей.

Мы бы и рады согласиться со столь уничижительной оценкой нашей деятельности, лишь бы не было этой «войны». Однако факты свидетельствуют как раз об обратном. Они говорят нам о том, что какие бы правильные и высокие слова ни говорились на пресс-конференциях и с высоких трибун, то, что обтекаемо названо кем-то церковной «реформой», будучи на самом деле революцией, и не думает останавливаться, а напротив, внедряется с железной и неуклонной последовательностью. Пусть маленькими шажками, пусть медленно, но нас упорно приучают к мысли о том, что границы Церкви – отнюдь не таковы, какими мы привыкли их считать, что известные слова Иоанна Павла II (коему в Москве недавно сооружен памятник) о «двух легких» Церкви – не дипломатический прием или ложное еретическое суждение главы латинских папистов, а истина. И если нам еще прямо не говорят, что мы должны жить в соответствии с этой «истиной», то это лишь потому, что мы еще не готовы, а вовсе не потому, что экуменические устремления в определенной части нынешней иерархии отсутствуют вовсе. Маленькие, казалось бы, проходные, события¸ взятые каждое в отдельности, выглядят не очень значительно. Но все вместе складываются во вполне закономерную картину. Задача аналитика заключается в том, чтобы увидеть в этой картине все же некую закономерность, а не случайный и поверхностный набор отдельных фактов.

Совсем недавно на страницах рунета откипели страсти, связанные с весьма симптоматичным событием – встречей с папой Римским Бенедиктом XVI членов российской делегации во главе с митрополитом Иларионом, известным коллекционером высоких должностей в РПЦ, в каковом занятии он, пожалуй, превзошел даже своего давнего шефа и учителя.

Услужливые придворные борзописцы сразу же обличили неразумных ревнителей, которые, видите ли, возмущаются самим фактом того, что высокое должностное лицо Церкви просто выполняет свою работу – проводит плановую встречу с руководителем другой конфессии. Непредвзято настроенным людям при этом понятно, что вся пикантность ситуации (которая и стала предметом пререканий православных блоггеров и журналистов) заключалась отнюдь не в самом факте встречи, а в том подобострастии, с которым члены российской делегации (за исключением президента ОАО РЖД России и известного мецената г-на В.И. Якунина) лобызали папскую десницу. Ссылки на «протокол» здесь выглядели неубедительно. Никто и нигде еще не придумал такого избирательного протокола, который одним обязательно нужно соблюдать, а другим – можно проигнорировать без всякого дипломатического скандала или какого-либо осложнения отношений между высокими сторонами. Стало быть, лобызать или не лобызать оную десницу – было исключительно делом личного выбора участников встречи. Как известно, 32-е правило Лаодикийского Собора гласит: «Не подобает от еретиков принимати благословения, которыя суть суесловия паче, нежели благословения». Между тем на видеозаписи мы слышим, как один из участников вышеупомянутой встречи, а именно – о. Димитрий Сизоненко, секретарь по межхристианским отношениям в ОВЦС (как его представляет митрополит Иларион) прямо говорит, обращаясь к Бенедикту XVI: «Bless me, please» («Благословите меня, пожалуйста»). После чего наклоняется и целует руку папе. Аналогично ведет себя и другой участник встречи – настоятель храма святой Екатерины в Риме о. Антоний, который прямо говорит, обращаясь к папе: «Если однажды Вы сможете посетить нас, то это будет для нас огромная честь».

Как известно, официальная позиция РПЦ, не раз продекларированная как покойным Патриархом Алексием II, так и нынешним Предстоятелем Патриархом Кириллом, заключается в том, что для визита папы в Россию существуют вполне определенные и весьма серьезные препятствия, в частности, политика прозелитизма на канонической территории нашей Церкви, а также поддержка унии. Так что, как видим, один из не самых высоких чиновников ОВЦС дерзает даже корректировать официальную позицию священноначалия. Ну и кто здесь проявляет непослушание: эти воинствующие экуменисты или мы, те, кто дерзает открыто говорить об этом?

Легко понять, что произошедшее событие вовсе не поверхностно и в этом смысле не безобидно, поскольку касается самых глубинных оснований нашей веры, основ экклезиологии. Как известно, мы, как православные, не признаем католического учения о папе как главе Церкви (каковым почитаем лишь самого Христа) и наместнике св. апостола Петра. Стало быть, те, кто берет благословение у папы и лобызает папскую десницу, на коей исторически всегда был надет папский перстень, как символ его власти, в отличие от всех православных, признает-таки папу папой, то есть наместником святого Петра? А из этого тогда вытекает настоящая революция в экклезиологии, каковая в таком случае ничего общего с православием не имеет. В этом свете известное высказывание митр. Илариона о том, что католиков не следует именовать еретиками, приобретает гораздо более зловещий смысл.

Мы полагаем, что приведенная выше критика вполне исчерпывающим образом разоблачает в лучшем случае весьма двусмысленную, а скорее всего просто предательскую позицию нынешнего ОВЦС и его руководства. Однако поскольку митрополит Илларион уже дал свои «разъяснения» по данному эпизоду, скажем несколько слов и по поводу этого «разъяснения». Оно поистине замечательно, изобличая митрополита и как некудышнего богослова и как крайне слабого дипломата. «В Ватикане существует определенный этикет, – заявил он, – согласно которому те, кто посещает папу, целуют ему руку. Такой этикет существует и при многих других монарших дворах. Не надо забывать о том, что папа Римский, помимо того, что он глава Католической церкви, он ещё и монарх в своем государстве. Когда я его посещал, то члены сопровождающей меня делегации, там были и священники и миряне, спрашивали, как себя вести. Я это оставил на их усмотрение». Итак, что же фактически сказал митр. Иларион? «В Ватикане существует определенный этикет, но соблюдать или не соблюдать его, я, как руководитель делегации, оставил на усмотрение самих ее членов». Стало быть, этот «этикет» в принципе можно не соблюдать. В этом случае, как мы уже указали выше, наличие или отсутствие такого «этикета» вовсе не является оправданием для тех, кто вопреки тому, что диктует православным их вера, все же предпочитает его соблюдать. Однако самое замечательное – это другой приведенный выше пассаж уважаемого владыки. Как мы уже имели возможность напомнить читателю, папа является главой Церкви лишь по представлениям самих католиков (в чем, собственно, и заключается ересь папизма, которую митр. Иларион избегает именовать ересью). В действительности же таковым главой является только и исключительно Господь наш и Спаситель Иисус Христос. Митрополит Иларион избегает здесь обличать ересь папизма (он должен был бы употребить такие выражения, как «по представлениям самих католиков» и т.д.), представляя католическую экклезиологию как нечто объективное, как факт самой церковной жизни, в то время как в действительности она является всего лишь плодом еретического заблуждения папистов. Ниже он говорит, что мы не признаем лишь примат папы, а не учение о папе как таковое. Из этого непреложно следует, что допустимое, с его точки зрения, несоблюдение принятого в Ватикане «этикета» целования папской руки является в логике российского экумениста лишь уступкой «фундаменталистской упертости» православных, а не исповеданием той истины, что заключена в нашей святой и спасительной Православной Вере.

Данное весьма знаковое событие, уже достаточно обсужденное блоггерами и журналистами, вполне «удачно» встраивается в длинный ряд других событий, на первый взгляд, казалось бы, мелких и незначительных. Вот одно из них.

В наше распоряжение попало письмо прихожан Дивеевского женского монастыря – одной из главных святынь России, основанной и освященной нашим величайшим подвижником – преподобным Серафимом Саровским. Приведем в сокращении этот безыскусный рассказ. (Особенности орфографии в основном сохранены).

«С мая 2011 года православные верующие начали замечать, что в Дивеево появились католические монахини с характерными для них католическими крестами поверх подрясника. Их видели на канавке и заходящими в храмы.

Многие не придали этому особого значения. Может, они приехали поклониться мощам батюшки Серафима. С начала сентября, когда паломников стало значительно меньше, заметили их на богослужениях в храмах монастыря и приходском храме св. вмч. Елисаветы и даже на Литургии верных. Наши верующие выяснили у них, что они католички и не намерены принимать православную веру, тогда сделали им замечание о невозможности посещения ими богослужений в наших храмах (согласно Апостольских правил и Соборов Святых Отцов). На что они ответили, что у них есть разрешение и предъявили сопроводительное письмо в адрес Архиепископа Нижегородского и Арзамасского Георгия и игумении Сергии, настоятельницы монастыря, подписанное митр. Иларионом (Алфеевым) в котором удовлетворена просьба католического пастора монашенской общины Успения Пресвятой Богородицы из города Маотератта (?), Италия о предоставлении им возможности посещения богослужений с целью изучения литургических традиций Православной Церкви…

Поскольку такое разрешение не соответствует правилам и постановлениям Святых Отцов, православные верующие попросили католических монахинь больше не посещать наши службы и стали препятствовать им входить в храм Божий, тем более что они не намерены принимать Православие. На неоднократные такие просьбы монахини не реагировали и с вызывающим видом, демонстративно посещали службы.

Во вторник 31 августа по старому стилю (13 сентября н.с.), когда одна из католических монахинь с сопроводительницей очередной раз намеревались войти в храм во время Литургии и только вошли в притвор, один раб Божий, Димитрий, подошел к ним и сказал, что он не может пропустить их согласно правилам Православной Церкви, сопровождавшая их женщина, Мария, стала с возмущением говорить: кто ты такой, какое имеешь право? На что Димитрий ответил: есть правила… Мария поспешно пошла в храм. Пока ее не было, Димитрий изложил оставшейся у входа католич. монахине, в чем заключается ересь католицизма и что мы были бы рады, если бы вы покаялись, перешли в Православие и спросил: вы собираетесь переходить в Православие? В ответ она ухмыльнулась и сказала, что нет…

Подошел охранник и спросил: что происходит? Димитрий ответил: вот католич. монахиня, и я ее не пускаю в храм согласно 6 правилу Лаодикийского собора. Охранник ушел.

В это время Мария возвращается из храма с игуменией Сергией и экономом монастыря монахиней Мариониллой. Дмитрий объяснил, что происходит и что он не может пропустить их для того чтобы не подвести себя и своих православных братьев и сестер под отлучение от Церкви за совместную молитву с еретиками. Матушка игумения сказала: почему ты лезешь в монастырскую жизнь?

Димитрий: Я не лезу в монаст. жизнь, в свое время я работал на послушании в монастыре. Старшей по послушанию была мать Марионилла, вот она стоит рядом и подтвердит, что я ни во что не вмешивался, а в данном случае это вопрос не сестринский, а общецерковный, поскольку в храме молятся и миряне. И все подводятся под отлучение за совместную молитву с еретиками.

М. Марионилла – эти католич. монахини к тебе домой не ходят. Командуй дома, а здесь нечего командовать.

Димитрий: я здесь в храме у себя дома.

Р. Божия Ирина, присутствовавшая при разговоре: храм это Божий дом, мы дети Божии и правила в этом Доме устанавливаются Самим Богом.

Мат. иг. вдруг начала утверждать, что католич. монахини приходят только приложиться к мощам батюшки Серафима.

Димитрий: все видят, что они последнее время присутствуют на Литургии ежедневно.

М. Марионилла: может, они не молятся в храме? (Это немолитвенное «присутствие за богослужением» – любимая фишка наших экуменистов – В.С.)

Димитрий: Храм Божий есть по определению место для молитвы и каждый присутствующий в храме уже пришел туда для молитвы. Тем более эти католич. монахини отстаивают Литургии одну за другой.

М. игумения: мы же ездим в Бари, заходим в католический храм, прикладываемся к мощам Святителя Николая…

Д: нельзя уравнивать в правах Истинную Церковь Христову и еретическое сообщество. И если они что-то делают, то это не значит, что и мы должны делать то же самое. Еретические правила не являются для нас руководством к действию.

Ирина: ведь еретики не могут молиться в нашем храме.

М. Марионилла: — а как же св. вмч. Княгиня Елисавета?

Ирина: она же приняла православие..

М. Марионилла: — надо всех любить, где же ваша любовь?

Ирина: враги Божии – наши враги. Вспомни, как на Украине наши отстаивали православные храмы от униатов, стояли насмерть.

М. Марионилла:- сейчас не захватывают.

Д: как не захватывают, если вот сейчас эти католич. монахини прорываются в наш храм?

М. игумения: вы больные.

Ирина: а нас не двое таких, нас много.

М. игумения: У-у-у, вас мно-ого… Сейчас позовем батюшку.

Подошел отец Александр (Травин), монастырский священник и стал говорить, что мы к ним ездим, и они к нам могут ездить, и на службе постоять могут, пусть благодати набираются и т.п.

М. игумения: может, эта католич. монахиня примет православие.

Ирина: но она же не хочет.

Димитрий попросил Ирину дать ему выписки из Правил св. Отцов, Ирина достала их и отдала м. Марионилле.

М. игумения : это ваши бумажки, листовки

Ирина: это не бумажки, вы что, не почитаете апостолов, святых отцов, вы их отвергаете?

М. Марионилла, прочитав, сказала: вы неправильно понимаете эти правила.

Д: эти правила сами за себя говорят, и толковать их по-другому невозможно. Св. Отцы, когда их писали, тоже думали о любви к погибающим еретикам.

Во время разговора подошли четыре охранника и находились рядом. Димитрий услышал от м. игумении обращенное к охране: выводить. (Надо полагать, во имя «любви» – В.С.).

Д: вы что, собираетесь нас, православных, вывести, а их завести в храм?

М. игумения сказала католич. монахине и Марии, чтобы они проходили в храм, Димитрий сказал, что не пустит. М. игумения дала четкое указание охране вывести его за территорию монастыря. Запретить вход в монастырь ему и Ирине. Охранники взяли Димитрия под руки и насильно вывели из притвора храма. При этом уже на улице сфотографировали, чтобы раздать фотографии всей охране. Теперь их не пропускают в монастырь.

Одна из католич. монахинь, у которой в сентябре заканчивается виза, намерена приехать в Дивеево еще раз в следующем году

К приведенным фактам добавим, что сестры – насельницы обители, напуганные прошлогодней историей, когда некоторых изгнали из монастыря за нежелание принимать новые паспорта, в данном случае практически не оказали никакого сопротивления беззаконию. Среди жителей же Дивеева – прихожан монастыря в связи с таким плюрализмом веры, проникшим внутрь монастырской ограды, произошел серьезный раскол; многие вообще перестали посещать монастырские богослужения, считая дивеевские храмы оскверненными присутствием упорных нераскаянных еретиков.

Итак, мы видим, что скандал, поднятый вокруг Оптиной пустыни пару лет назад, где некие прихожане якобы не пускали в храм православных новостильников, был прямой подготовкой к следующему этапу воспитания в нас «толерантности»: теперь за православным богослужением могут, оказывается, молиться (виноват, «присутствовать») не только новостильники (которые все же не еретики и, следовательно, не подпадают под соответствующие апостольские правила), но и еретики-паписты. Из приведенного выше письма совершенно ясно видно, что речь идет не о разовом посещении католиками православного храма с целью поклониться святыне (как делают наши паломнические группы, например, в Барии, где никаких совместных молитв не происходит или в других местах Италии, где хранится множество мощей древних святых, в свое время вывезенных крестоносцами из ограбленного и поруганного ими Константинополя (так что гостеприимство наших «католических братьев» может служить лишь слабым покаянием за преступления рыцарей)), а также не о дипломатической акции в связи с каким-нибудь событием высшего церковно-дипломатического уровня, а о регулярном (практически ежедневном) посещении именно православных богослужений в течение довольно длительного времени (практически всего лета, трех летних месяцев). При этом выписки из Книги Правил называются «вашими бумажками», что весьма ярко характеризует состояние сознания нынешнего церковного официоза.

Из приведенного текста также видно, что ни о какой «миссии» (которой так любят козырять неообновленцы) здесь речь не идет: попытки прихожан склонить католичек к принятию Православия не находят отклика ни у них, ни у монастырского «начальства». (Так что привычная «миссиофильская» демагогия здесь работает как раз против наших церковных модернистов, а отнюдь не в их пользу). В данном случае приходится признать, что имеет место именно опыт по воспитанию «толерантности», идеология того, что великий К.Леонтьев называл «всесмешением», причем весьма агрессивная, а отнюдь не миссионерский пафос. Воспитание «толерантности» начато именно с сакральных центров нашей Церкви, которые по факту решено «строить» по образцу теперь уже печально известного храма на Большой Ордынке.

Надо сказать, что этот случай – отнюдь не единичный. Вполне вольготно ныне чувствуют себя католики, например, в Нило-Столобенской пустыни на Селигере (о чем у нас имеются вполне точные свидетельства очевидцев), в ряде других монастырей. Экуменический курс взят «всерьез и надолго». Сопротивление же церковного народа будет просто проигнорировано. А наши «благомыслы» продолжат убаюкивать народ рассказами о том, что у мудрого «священноначалия» все под благодатным контролем.

http://pravaya.ru/look/21938