Алексей Коломенцев. Перестройка в Церковь? E-mail
05.11.2011 11:20

«Дело епископа Питирима» как эхо скорых потрясений всей конструкции патриархии

Так называется одна из последних книг протодиакона Андрея Кураева. Название более чем символичное.

Одним из первых зримых плодов этой запоздалой "перестройки" стали информационные скандалы, опрокинувшие в массовом сознании ценности советской эпохи и тем самым позволившие переформатировать политику и экономику в нужном для "перестройщиков" ключе.

Церковная перестройка, стремительно начавшаяся с приходом к управлению РПЦ МП "эффективного менеджера", рождает уже те же самые плоды (на стадии цветения их можно было наблюдать во время предвыборной патриаршей кампании конца декабря 2008 – января 2009, когда конкурента "мочили" по всем законам грязных политтехнологий). Сейчас имеет место развитие очередного публичного церковного скандала, начатого, точнее - возобновленного (первые попытки его раскрутки были предприняты еще в прошлом году, но были тогда прекращены) сразу двумя знаковыми членами "патриаршей команды". Имя его – "дело епископа Питирима".

Что именно стоит за начавшимся скандалом, тем более, к чему именно он приведет, пока не ясно. Но уже ясно, по крайней мере, одно – у начавшегося скандала очень большие перспективы стать грандиозным и затронуть светское, "невоцерковленное" общество, включая известных политиков и СМИ. Дело не в масштабах личности самого фигуранта – они по меркам патриархийной корпорации довольно скромные. Дело в том, что скандал этот создает в глазах патриархийной паствы небывалый прежде прецедент, закладывает в ее сознание необратимые сдвиги, разрушает табу, которое и было мощнейшим средством удерживания самой этой паствы под своей властью и манипулирования ею.

Итак, что же это за феномен – "дело епископа Питирима"?

Видеть в нем начало бескомпромиссной борьбы за нравственную чистоту рядов, как нам предлагают сами инициаторы скандала (точнее, инициатор, поскольку "патриарший блогер" и "патриарший протодиакон" лишь исполнители), было бы, как минимум, наивно и смешно. Это слишком утопично. Ведь последовательное и тем более принципиальное муссирование "голубой", например, темы сразу станет бросать тени на таких для нынешнего руководства РПЦ МП "священных коров", что ряды адептов могут непоправимо поредеть. Для людей сведущих не секрет, что примесь "голубого" в корпоративной палитре РПЦ МП столь значительна, что в результате ее вычищения вся палитра очень сильно поблекнет. А уж если начать бескомпромиссную борьбу по всем "нечистым" направлениям сразу, то рядов, скорее всего, просто не останется, кроме разве что самых последних "чистильщиков".

Может, это попытка ловко отвлечь внимание от другого скандала - вятского? Маловероятно. Инициаторы должны же понимать, что публичное принесение в жертву "ненужного" епископа ради спасения репутации "нужного" – слишком уж большая цена. Не настолько же нужен спасаемый, чтобы ради его репутации пятнать репутацию всей корпорации.

Тем более не требуется такой цены, чтобы просто избавиться от неугодного или проблемного иерарха. Это было бы явным нарушением кастовых правил – своих, даже если они сильно проштрафились, сдавать совсем, в частности, сдавать на поругание черни, нельзя. Аналогичные скандалы прошлого, связанные с епископами Илианом, Никоном, Гурием, Аркадием, Саввой всячески заминались или ретушировались. Психологически раскручивание этих скандалов подавалось во внутрицерковной среде как "нападки на Церковь со стороны". Советская традиция говорить о высоких руководителях только как о мертвых – или хорошо, или ничего – свято блюлась до самого последнего времени. Пятно на иерарха, символизирующего систему, – пятно на саму иерархическую систему. Допускать такое – сродни корпоративному самоубийству.

С другой стороны, во внутрипатриархийных межклановых разборках, конечно, и раньше использовалось открытое информационное пространство. Например, "водочно-табачный" скандал, распространенный в свое время через "Московский комсомолец", был, как говорят, заказом митрополита Мефодия (Немцова) – тогдашнего главного противника нынешнего Патриарха. Но открыто грязное белье полоскалось всегда исключительно только за пределами собственной избы – руками светских журналистов, никак формально не связанных с официальными церковными структурами. Кому надо, все понимали, а тем, кому не надо, т.е. собственной пастве, оставалось пребывать в блаженной уверенности, что все это только "нападки на Церковь безбожных комсомольцев" и ничего более. Чего еще ждать от этих "внешних"? Если же в публичном "очернительстве" замечался кто-то из своих, он автоматически переводился в разряд "бывших своих", в разряд "предателей", воспринимался как "кощунник, задравший подол своей собственной матери".

Именно в этом состоит радикальное отличие разворачивающегося скандала от прежних. "Нападки на Церковь" совершает, получается, "сама Церковь", потому что, как известно, "Патриарх выражает позицию всей Церкви". Один из символов системы предается поруганию со стороны самой системы. Не "безбожные комсомольцы", не "предатели" и "кощунники", а те, кто ассоциируется с высшим символом всей системы – "патриарший миссионер" и "патриарший блогер" - сообща начинают открытые грязные разборки с иерархом, выносят из избы грязный сор, задирают подол матери на позор всему безбожному миру.

Выдержит ли некрепкая, мягко говоря, психика патриархийной паствы такой удар?

Но вернемся к главному вопросу дня. Что же именно стоит за этим скандалом? Какие мотивы руководят его инициаторами? Ради каких целей они решаются на столь опасный шаг? Сами снимают табу, которое обеспечивает устойчивость всей системы? Не боятся выпустить джина из бутылки? Не боятся цепной реакции?

А ну как сейчас на этой волне простые пастыри и паства начнут публиковать в сети, скажем, "голубые истории", которых в каждой епархии, в каждом почти монастыре, думаю, предостаточно. А ну как вспомнят про одного из действующих членов Синода с подмоченной в этом плане репутацией и проведут по примеру "патриаршего блогера" собственное расследование? Или, страшно сказать, вспомнят про того, кого именуют крестным отцом голубой мафии в РПЦ МП, а потом и поговорку про яблоню и яблочко?

Если не предполагать самоубийственного безумия инициаторов "дела Питирима" и не придерживаться конспирологических версий об их двойном агентстве и, соответственно, влиянии на них каких-то третьих враждебных по отношению к наличной РПЦ МП сил, то варианты ответов на поставленный вопрос очень сужаются. На мой взгляд, даже и до одного единственного.

Выше был отвергнут как совсем уж, увы, смешной, ответ, что дело Питирима – начало инициированной сверху борьбы за нравственную чистоту рядов. Полагать такое действительно смешно, как бы и не было при этом грустно. Однако нельзя забывать, что лозунг "борьба за чистоту рядов" – одно из самых проверенных, надежных средств начала чистки кадров.

Кадровая революция – вот что пока приходит на ум в связи с "делом Питирима".

P.S.: Чем закончилась "перестройка" для советской системы, в недрах которой она и созревала, всем хорошо известно. 

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=84644&type=view