Димитрий Саввин. Материализация никодимовщины. Слово на убиение "Благогона" E-mail
22.09.2011 23:11

На днях православный сектор Интернета – соответствующие СМИ и блоги – облетела весть – журнал "Благодатный огонь" накрылся. Точнее, накрылся не сам, а был накрыт медным тазом соответствующим Синодальным отделом РПЦ МП.

Как известно, одним из первых шагов Патриарха Кирилла после его интронизации была своеобразная реформа патриархийной системы СМИ и книготорговли. Отныне в церковных лавках могут продаваться лишь те издания, которые получили соответствующий гриф Издательского совета патриархии, либо Синодального информационного отдела. И вот "Благодатный огонь" - можно сказать, ветеран православной журналистики - оного грифа был лишен.

А поскольку продавался он в основном именно через книжную сеть РПЦ МП, то это фактически стало для данного журнала смертным приговором. И его редакция, выпустив достаточно жесткое обращение, заявила, что более "БО" издаваться не будет.

Должен честно признаться, лично я о таковом патриархийном решении отнюдь не жалею. Быть может, причиной тому был несколько специфичный опыт знакомства с "Благогоном" (неофициально-ироническое название журнала – от сетевого адреса "БО" blagogon.ru). Было время, когда я читал лекции в неком вузе по истории Русской Церкви. И вот, накануне весьма близкого и интересного для меня раздела – никоновых "реформ" и истории старообрядчества – некая преподавательница, настроенная весьма агрессивно по отношению к староверам, решила наставить меня на путь истинный, а заодно и дать подробные инструкции. Инструкции эти были следующие:

- Про старообрядчество надо обязательно сказать… Я вот тут недавно в "Благодатном огне" статью видела (надо тебе обязательно прочесть, очень хороший материал) про то, откуда все это началось… Двоеперстие и все остальное, как там доказывается (о, sancta simplicitas! – Д.С.), накануне Стоглавого Собора Ивану Грозному жидовствующие подсунули… А так его на Руси никогда и не было! Я вежливо улыбнулся, не желая расстраивать старую знакомую крамольными мыслями, а для себя сделал вывод, что такого рода издание, как "БО", в руки брать не стоит.

Но теперь мы честно признаем: поводов радоваться закрытию "БО" даже у поклонников старообрядчества нет.

Ибо можно с уверенностью сказать, что разнообразной еретической блудни и просто дури с его закрытием сильно меньше не станет (уж на каком ином, на этом направлении "Благогон" есть кому заменить). Между тем, синодальная атака на "БО" является частью последовательно реализуемой Патриархом РПЦ МП Кириллом программы – программы неообновленческой и экуменической.

Накануне Поместного Собора 2009 г., а также в канун интронизации и на протяжении некоторого периода после нее, Кирилл сделал ряд демонстративных шагов, которые должны были как-то успокоить патриархийных "консерваторов", действительных и мнимых. (Нужно помнить, что кроме собственно людей, беспокоящихся о чистоте Православного вероисповедания, под маркой "консерватизма" в РПЦ МП числятся разного рода "православные" сталинисты, убежденные сергиане и прочая, весьма пестрая публика, до откровенных сумасшедших включительно.) В частности, новопоставленный Патриарх вдруг вспомнил и св. Марка Эфесского, и негласно одобрил эксперименты протоиерея Чаплина с "православными дружинами" (в частности, с трэш-шапито Симоновича-Никшича "Союз православных хоругвеносцев"). Очевидно, что все эти шаги имели своей целью хоть как-то снизить угрозу "правого" раскола, которая – благо память о епископе Диомиде была еще свежа – представлялась очень серьезной.

Но при этом было бы по меньшей мере наивно думать, что как только угроза "справа" уменьшится (хотя бы лишь в глазах патриархийных функционеров, а не в действительности), Патриарх Кирилл не начнет активно работать над реализацией тех идеалов, под которыми прошла вся его церковная жизнь, от иподиаконского подрясника до патриаршего куколя.

Что это за идеалы - ни для кого, в общем-то, не секрет.

Нынешний предстоятель РПЦ МП - не просто участник экуменического движения. Он вырос в нем, оно сформировало его мироощущение, большая часть его церковного пути (по крайней мере, с момента поступления в иподиаконы к митрополиту Никодиму) была прочно связана с экуменизмом. Воспитанник и келейник митрополита Никодима (Ротова), с юности и до седых волос не вылезавший из разного рода "межхристианских" ассамблей и конференций – кем по своим внутренним убеждениям может быть такой человек, кроме как неообновленцем и экуменистом (и латинофилом к тому же)? Разумеется, измениться может любой и в любом возрасте – но следов таких изменений пока что не видно.

Для внимательного наблюдателя было очевидно, что вскоре после своей интронизации Патриарх Кирилл стал не просто продвигать своих людей (выкормленных ОВЦС, что уже говорит о многом), но и посылать определенные сигналы. Содержание их было вполне однозначно: мол, все в порядке, все "правые" зигзаги были лишь тактическим маневром, экуменическая и модернистская повестка сохраняется, и скоро ее начнут реализовывать на практике под брендом "миссионерство".

Что это были за сигналы? Ну, например, вот эти слова в патриаршей проповеди в Успенском соборе Московского Кремля 22 января 2010 г.: "Врагу рода человеческого удалось разделить мировое христианство. Трудно сказать, как развивалась бы история, если бы не произошло разделение христиан на восточных и западных. Наверное, течение истории было бы совершенно иным. Мы надеемся, что в некий момент, может быть, по молитвам Церкви, Господь приклонит милость ко всем, кто призывает Его святое Имя, и снова единство Вселенской Церкви будет явлено роду человеческому".

Тут – весь экуменический набор в одном флаконе. И "западные христиане" (а не отпавшие от Церкви еретики, каковыми они тысячу лет считались в Православии), и "разделенная" Вселенская Церковь, единство которой предстоит вернуть, хотя оно, в общем-то, "мистически сохраняется" и так...

Проповедь, что характерно, была произнесена не на экспорт – для ВСЦ и зарубежной экуменической "братии", а в Москве, причем именно в Успенском соборе. Что едва ли было случайностью: Патриарх Кирилл явно захотел показать, что экуменическая активность отныне в равной мере будет ориентирована как вовне РПЦ МП, так и вовнутрь.

Незадолго до этого, в декабре 2009 г., был демонстративно обласкан иерей Георгий Кочетков, опальный при прежнем Патриархе. Среды "правых" в РПЦ МП о. Кочетков имеет устоявшуюся репутацию модерниста и сектанта, против него даже конференции в Даниловом монастыре собирались. Ну а про такие вещи, как столь же демонстративное награждение целым набором разного рода наград, включая красную камилавку, о. Андрея Кураева, не стоит и говорить.

Одновременно с подтягиванием "левого" фланга РПЦ МП, Патриарх Кирилл стал топить фланг условно "правый". Не было сделано решительно никаких шагов для того, чтобы воспрепятствовать Синоду УПЦ МП расправиться со своими "правыми" – хотя, казалось, Кирилл был в них заинтересован, ибо именно они наиболее рьяно отстаивали его концепцию "Русского мира". Наверняка не без отмашки сверху начался накат и на Сыктывкарского епископа Питирима.

Данный набор фактов – это уже закономерность. И сейчас можно сделать вполне определенный вывод: Патриарх Кирилл последовательно, медленно и аккуратно, но при этом и настойчиво, реализует в РПЦ МП модернистскую и экуменическую программу. Ту программу, которая обусловлена идеалами его юности, идеалами митрополита Никодима (Ротова) и всей тусовки с ВСЦ. Тактика выбрана простая – подтягивают наверх "левых", потом стучат по голове "правым". Затем – пауза. Потом цикл повторяется. А впереди, в виде эдакой земли обетованной, светится всеми огнями геенны так называемый всеправославный –VIII Вселенский – Собор, которого чают и московские, и стамбульские экуменисты.

Неприятность, случившаяся с "Благогоном", – очередной этап в реализации описанной схемы. Сначала подтянули то, что "слева" – а именно, дали добро на распространение работ о. Александра Меня в патриархийной книжной сети. А вскоре стукнули то, что, вроде как, торчало справа – журнал "Благодатный огонь". Ибо "консерватизм" даже в его сергианской и никонианской версии сейчас некстати.

Что же тут сказать? Все идет по плану. Никодимовщина, горячим приверженцем которой всегда являлся нынешний первоиерарх РПЦ МП, приобретает все более отчетливые формы. И далее все будет продолжаться по той же схеме – медленно, не слишком поспешая …

Чем все это кончится – однозначно сказать трудно, за исключением того, что ничем особенно хорошим все это кончиться не может. При сохранении нынешнего церковного и общественного статус-кво, процесс "никодимизации" Московской патриархии будет продолжаться, ибо сейчас отсутствуют сколько-нибудь серьезные силы, способные оказать ему сопротивление. Единственное, что может в данном случае очень серьезно смешать карты – это резкое изменение политической ситуации в РФ, которое потребует не менее серьезных изменений в структуре РПЦ МП.

Это возможно, и даже очень возможно – причем в самом ближайшем будущем.

Остается надеяться, что так и будет, и Господь таким образом даст всем нам еще один шанс. А пока будем утешаться маленькими радостями – например, тем, что антистарообрядческое "миссионерство" в РПЦ МП станет немного менее заметным.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=86495&cf=