Священник Сергий Себейкин. Раскол в российском православии - трагический раздор по невежеству E-mail
07.07.2011 00:51

Я, священноиерей Российской Древлеправославной Церкви (РДЦ), хочу поделиться своими наблюдениями о духовной жизни так называемых православных людей. В Московской патриархии (новообрядческой) и в СМИ часто и уже давно глаголют о духовном возрождении России. Некоторых деятелей Русской Православной Церкви заграницей под омофором Митрополита Лавра (РПЦЗ(Л)) умиляет и восхищает благостное состояние этого процесса: мол, храмы строятся, монастыри множатся, купола золотятся. Удивляет наивность или тупость (а может быть, злонамеренное лукавство) этих людей.

Я уже несколько лет живу на севере Нижегородской области, и по мере моих духовных поисков я довольно тесно общался с федосеевцами, беспоповцами, потом несколько лет пел на крылосе в новообрядческом приходе МП и, наконец, убедившись в еретичности иерархии "официального православия", я стал священником РДЦ (Новозыбковская архиепископия под омофором Патриарха Александра).

В нашем поселке живет несколько тысяч человек. Из всех, с кем мне приходилось общаться или о ком я слышал, действительно искренних и религиозно живых людей - может быть, 3-4 человека. В основном, люди интересуются религией в связи с культом умерших родственников, по обычаю, по суеверным страхам и на всякий случай. Даже из активных прихожан, знакомых хотя бы в общих чертах с богословием и аскетикой на уровне детского катехизиса, единицы знают Символ веры, а большинство не знают, во что и почему верят, не могут своими словами объяснить смысл и цель своей духовной и вообще жизни. Не знают, что такое покаяние, рождение свыше, борьба со страстями. Да и вообще ничего не знают, и не потому, что они интеллектуально неполноценные - они не хотят ничего знать.

Есть тут люди с двумя высшими образованиями, которые не могут понять простейших истин православия. Я думаю, что мы переживаем какой-то кошмар добровольного массового отпадения от Бога, от Живого Бога Библии. Мы - среди язычников, называющихся христианами. Именно этим объясняется равнодушие и к церковно-каноническим, и к догматическим вероучительным вопросам. Что толку говорить об экуменизме и сергианстве? Людям все равно, кто и как верит и учит где-то, там или даже здесь... Вот храм, на нем кресты, вот поп, у него борода – больше нам ничего не надо. Отпеть, крестить, венчать, ну дом освятить и на праздник "кагорчиком" причастить... Таковы и никониане, и старообрядцы. А беспоповцы - те совсем дикие. У них все богословие и древлее благочестие – в посуде, в лестовках и т. д. Там, в Москве, есть шаховы, пашинины и кто там еще, а здесь "бабушкина вера".

Язычество! Я нисколько не преувеличиваю. Дело, может быть, даже хуже, чем я говорю. И в этой связи у меня вопрос: что делать среди таких христиан, с одной стороны, и среди еретиков – с другой? Я лично ушел из МП не столько из-за нового обряда, сколько из-за сергианства, экуменизма и еретичества их бискупов. Хотя мое убеждение, что сегодняшние ереси – презрение к Преданию, адогматизм, богословский релятивизм – порождение не Никона, но никонианства. Это не столько новообрядчество, сколько иная духовная культура, сложившаяся значительно позже Никона, к которой он сам не принадлежал никак – он был, в общем-то, типичным древлеправославным, только помешанным на идее унификации по грекам. А старообрядчество, увы, тоже деградирует в сторону никонианства и сергианства. Поэтому мне очень хочется, чтобы состоялся диалог всех, кто хочет быть верным неповрежденному православию. Я думаю, среди истинно-православных христиан (ИПХ) и староверов найдутся люди, понимающие необходимость такого диалога.

Чтобы понятнее была моя позиция. Если бы я жил в XVIII веке, я принадлежал бы к диаконову согласию. То есть, я считаю, что после "раскола" Греко-российская Церковь не утратила благодати и оставалась частью Церкви Христовой, также, как и последователи дониконовского православия. Это был трагический раздор по невежеству, в какой-то мере, с обеих сторон. Если бы среди истинно-православных христиан было понимание необходимости возвращения к чистому православию не в виде дореволюционной Российской Церкви, а к Православию Святых Отцов, то есть к Православию полноты Предания, тогда, возможно, диалог со старообрядцами стал бы реально возможен уже теперь. Правда, и со стороны древлеправославных должно быть желание не консервировать традицию XVII века, а жить в Духе полноты Предания.

Мне лично очень симпатична позиция игумена Григория (Лурье) и некоторых представителей "альтернативного православия". Из уже ушедших с почтением отношусь к о. Серафиму Роузу, владыке Аверкию и cвт. Иоанну Шанхайскому. Не будь я старообрядцем, я бы присоединился или к Российской Православной Автономной Церкви (РПАЦ) или к катакомбникам. Но увы, я знаю, что среди ИПХ в большинстве общин господствует, в общем-то, никонианские "культура" богослужения и обычаи, сложившиеся в XVIII – XIX вв. в период прельщенностью латинством и протестантизмом. Может быть я, отчасти, ошибаюсь.

Поселок Тонкино,
Нижегородская область

http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=369