Еп. ААЦ Езрас: Патр. Кирилл коленопреклоненно целует алтарный крест в Кафедральном соборе Эчмиадзина E-mail
29.11.2010 00:18

Интервью Предводителя Ново-Нахичеванской и Российской епархии Епископа Езраса

 

 

 

 

 

Роберт Казумян: Как Вы оцениваете перспективы развития российско-армянских отношений? Какую роль армянское духовенство играет в укреплении и развитии этих отношений?
 
Епископ Езрас: Интегрируясь в мировое сообщество, Армения, тем не менее, при любом векторе развития международных отношений отдает предпочтение братской России. И дело не только в надежном стратегическом партнерстве, которое прочно связывает наши государства. Разговор на эту тему следует начинать с психологии армянского народа, для которого российский фактор – параллельная ветвь национальной, общественной жизни. Генетическая память армянского народа сохранила ощущение того, что мы некогда являлись частью Российской империи. Почти двадцать лет прошло после развала СССР. За эти годы Армения и Россия, преодолев мощный прессинг деструктивных сил, пытавшихся разрушить наш союз, сумели войти в русло самых доверительных, открытых отношений.
Говоря о роли армянского священного сословия в развитии русско-армянских отношений, напомню, что именно наше духовенство, направляемое Эчмиадзинским католикосатом, начиная со времен Петра Первого, ориентировало и по сей день ориентирует свою паству на «благословлённую Богом Россию», как говорили наши архипастыри в те далекие века. Упрочению данной ориентации способствует и то, что Армения и Россия являются православными странами, хоть и представляют разные ветви Православия.
 
 
Р.К.: Как Вы оцениваете современные отношения ААЦ и РПЦ, какие видите перспективы развития этого сотрудничества?
 
Епископ Езрас: Когда в 1994 году, впервые после обретения независимости нашими государствами, начался межцерковный диалог ААЦ и РПЦ, инициированный Католикосом Всех Армян и Патриархом Московским и Всея Руси, он был справедливо воспринят как начало конструктивных отношений между нашими Церквями. Оба Иерарха сошлись на том, что необходимы регулярные консультации, способствующие выправлению искажений в восприятии друг друга. Между нашими Церквями действительно существуют обрядовые различия, но ни в коем случае не догматические. Позволю себе напомнить слова приснопамятного Патриарха Алексия Второго, заявившего в 2000 году в Санкт-Петербурге, что различия эти носят не догматический, а текстологический характер. Это чрезмерно важная, обоснованная фраза, ориентирующая духовенство и Армянской, и Русской Церкви на объективное восприятие реалий церковной, религиозной жизни.
Перспективы наших церковных отношений грандиозны. Россия как оплот Православия и Армения как первое на планете христианское государство просто обязаны продолжать свой исторический путь рука об руку, и в данном процессе наши Церкви играют самую первостепенную роль. И хотя в силу ряда исторических причин мы официально не имеем евхаристического общения, сердца наши расположены друг к другу и принадлежат единому для всех Господу Христу. Братские отношения Католикоса Всех Армян Гарегина Второго и Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Первого тому порукой. И я не могу понять, как некий священник, даже не читавший Символа Веры Армянской Церкви, может называть ее еретической! Против кого и чего направлен демарш этого служителя, если сам Святейший Патриарх Кирилл коленопреклоненно целует алтарный крест в Кафедральном соборе Первопрестольного Святого Эчмиадзина!


 
К.Р.: Сегодня в России армян проживает больше, чем в самой Армении. Что Вы можете сказать о роли ААЦ в жизни армянской диаспоры?


Епископ Езрас: Ваша «цифра» несколько преувеличена, но армян в России действительно столько, что они могли бы составить население небольшой страны. Прежде всего скажу о самих российских армянах. Для подавляющего большинства их жизнь в России – не только возможность прокормить семью в условиях, когда почти двадцатилетняя блокада Армении Турцией и Азербайджаном резко снижает экономический потенциал страны. Россия стала для этих людей вторым Отечеством. Эти люди – особо подчеркиваю –достойные граждане России и не являются сторонними наблюдателями российской общественной жизни, они органично влились в эту жизнь и своим трудом во многом способствуют процветанию Российской Федерации. Как граждане этой страны, они и своих детей воспитывают в уважении к российским ценностям, не забывая, естественно, идеалов и традиций исторической родины.
И теперь перейдем к роли ААЦ в жизни диаспоры. Армянская Церковь как юридическое лицо существует в России с ХVIII века. Главы Российской епархии Армянской Церкви, начиная с архиепископа Иосифа Аргутинского (Овсеп Аргутян), служившего здесь в эпоху Екатерины Великой и Павла Первого, принимали самое деятельное участие в российской общественной и даже государственной жизни, всемерно способствуя сближению наших стран, народов и Церквей. Нас многого лишили в период богоборчества, но демократические свободы дали нашим странам возможность возобновить церковную жизнь, нести в народ свет и радость общения с Творцом. На сегодняшний день наша епархия, самая крупная структура в системе ААЦ, активно занята храмовым строительством. Мы создали около 40 армянских общин, около 60 приходов, более 40 церквей в России – от Калининграда до Владивостока. Сама история доказала, что Церковь является наиболее прочной из всех национальных структур. Она обладает грандиозной объединяющей и направляющей силой, способной вести народ к высшим идеалам и обязанной духовно опекать, окормлять его. В деятельности нашей епархии важнейшую роль, после проповеднической, играют два основных направления. Первое – сохранение национальной идентичности, самосознания, языка, традиций. С этой целью мы открываем при церквах воскресные школы, издаем газеты, популяризируем нашу культуру, открывая ее местному населению. Второй вектор – укрепление российско-армянских отношений во всех сферах.


 
К.Р.: Как Вы оцениваете значение России, ее культурного и духовного наследия в жизни армян?
 
Епископ Езрас: Вдохнув дарованную ей чистейшую благодать и высшую духовность, Россия в ХIХ веке выдохнула изумившую мир культуру. Страна потрясающей литературы и искусства, она пришла на смену таким великим цивилизациям, как Эллада, Рим и Византия. Чтобы убедиться в справедливости сказанного, достаточно обратиться к бессмертным именам Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого в литературе, Глинки, Чайковского, Мусорского и Римского-Корсакова в музыке, Серова, Крамского, Репина в живописи, а также вспомнить, к примеру, достижения русского театрального искусства в области драмы, оперы, балета. Армения, внесшая в Средние века самую весомую лепту в сокровищницу мировой духовности и культуры, вследствие бесконечных захватнических войн на ее территории была в последние века значительно отчуждена от культурной циркуляции. Что ж, каждая культура переживает периоды упадка и расцвета, – не о том сейчас речь. Российская культура же для многих народов, как и для нас армян, стала возможностью вхождения в мировое культурное пространство. Многие деятели нашей культуры и искусства формировались либо в России либо под ее благотворным воздействием. Достаточно назвать имена Ивана Айвазовского, Анны Абамелек, Керовбе Патканова, Дмитрия Ахшарумова, братьев Орбели, Евгения Вахтангова, Степана Бархударова, Нины Берберовой, Жоржа Питоева, Георгия Якулова, Александра Таманяна, Вардгеса Суренянца, Агриппины Вагановой, Мартироса Сарьяна, Георгия Тигранова, Павла Лисициана и многих, многих других, чтобы стало ясно, какую потрясающую роль сыграла благословенная Россия в становлении нашей культуры в ХIХ-ХХ столетиях.

 

Источник: http://robert-kazumyan.livejournal.com/889.html