Кардинал Виллебрандс. Катехизация и экуменизм E-mail
07.01.2014 19:03

Выступление кардинала Виллебрандса, председателя Секретариата Христианского Единения, на Епископском синоде 5 октября 1977 года.

 

Святейший Отец, Благочестивая Братия!

 

Рабочий документ, представленный нам на рассмотрение, касающийся катехизации в наше время (особенно детей и юношества), выявляет весь тот новый развивающийся динамизм, который Церковь приобрела благодаря Второму Ватиканскому Собору.

Одной из главнейших целей этого Собора было восстановление единства между всеми теми, кто верит во Христа. Таким образом, Собор способствовал распространению экуменического движения между католиками практически всего мира и придал церковной жизни новый динамизм.

Так же и апостолическое постановление "О проповедывании Евангелия" призывает к сотрудничеству с теми нашими братьями, которые не находятся еще в полном общении с нами.

В жизни поместных Церквей экуменическое движение играет такую же важную роль в возобновлении церковной и христианской жизни, как и библейское и литургическое движения. Оно важно в плане познавания тайны Церкви и веры в нее, в литургическом плане, а также в плане миссии Церкви в мире.

Среди вопросов, связанных с Церковью и интересующих людей, и особенно молодежь, безусловно, выделяется вопрос о разделении христиан, которое представляется им возмутительным и препятствующим евангелизации ("Декрет о экуменизме", II Ват. Собор).

В первой части изучаемого нами рабочего документа рассматриваются разные вопросы, связанные с возобновлением церковной жизни и практической катехизацией, но жаль, однако, что экуменическому вопросу и всему, связанному с ним, не нашлось среди них места, хотя, конечно, в нем говорится о том, что людей необходимо принимать с их личными заботами и с их церковными и культурными отличительными особенностями. Так что мне кажется, что в документе, с самого его начала, отсутствует важнейший элемент, вдохновляющий и обнадеживающий современную молодежь.

Важность экуменической подготовки

Может быть, кто-нибудь станет возражать: конечно, все это правильно, но зачем говорить об экуменизме с детьми и юношеством?

Отвечаю. Во многих странах смешанные браки между христианами очень распространены, а иногда даже встречаются чаще, чем браки между католиками.

Более того, из-за падения рождаемости католические школы должны сотрудничать или даже соединяться с некатолическими христианскими школами. Часто также в католических школах, и особенно в городских, имеется много учеников - некатоликов. Ясно, таким образом, что проблема, о которой я говорю, ставится жизнью и перед детьми, и перед юношеством.

Из так называемых католических стран эмигрировали и эмигрируют миллионы людей со своими семьями, и поток этот увеличивается по мере той эволюции, которую переживают, например, страны Европейского сообщества. Всем этим людям нужно, пускай и самое минимальное, знание и понимание своих братьев, принадлежащих к другим церковным общинам... Необходимо поэтому, чтобы они обладали ясным католическим самосознанием и чувствовали необходимость воплощения в жизнь мира и единства между христианами.

В прошлом бывало, что катехизация служила причиной предубежденности, неверных интерпретаций и вражды между христианами. В наши дни, чтобы должным образом ответить на нужды Вселенской и поместных Церквей, катехизация должна воспитывать молодежь в духе любви и истины и избегать какой бы то ни было полемики, и того ложного духа примиренчества во что бы то ни стало (ложного иренизма), который, повреждая чистоту католического учения, затемняет его подлинную и неоспоримую сущность. Поэтому молодежь нуждается в специальной экуменической подготовке. Все христиане призваны работать на поприще церковного единения, ибо лучшим показателем надежности веры в Церковь и Истины, пребывающей в ней, является христианское единство.

"Нам хотелось бы настоятельно подчеркнуть, что лучшим показателем истины является единство христиан между собой; то единство, которое должно стать краеугольным камнем евангелизации".(О проповедывании Евангелия, 77).

Разбираемый нами документ часто ссылается на Евангелие, но ведь в нем и Господь — своими словами, и апостолы - своим учением призывают христиан к единству. В современном мире христиане стали поистине "малым стадом". Их становится все меньше и меньше. Хочется поэтому, чтобы христиане поняли, что для сохранения веры они должны помогать друг другу.

Итак, что же депать?

а. Католическая катехизация должна быть экуменической.

Смысл экуменизма заключается не в получении христианами некоего минимального общего итога.

Нет, экуменизм стремится к полноте восприятия тайны Христа и Его Церкви, к совершенной христианской жизни. Подлинный экуменизм основывается на Библии и на свидетельстве апостолов. Он, не ограничиваясь изложением разных христианских учений, благоприятствует, в известном смысле, молитвенному и даже литургическому общению христиан, то есть их общению в том, во что они все верят.

б. Настоящая католическая катехизация должна быть библейской.

Если для молодежи станет близким сокровище библейского языка и содержания, ей будет тогда легче общаться с другими христианами и понимать их. "Священное Писание,- говорится в "Декрете об экуменизме", - является в диалоге между христианами превосходнейшим орудием во всемогущих руках Божьих для достижения единства, которое Спаситель предлагает всем людям". Посредством изучения Священного Писания выявляется также та связь, которая существует между Церковью и Священным Писанием и между верой, исповедуемой каждым христианином, и верой всей Церкви, воплощенной в Богослужении.

в. Католическая катехизация должна быть литургической.

Ибо ее цель - подготавливать нас к христианской жизни, включающей в себя не только выполнение священных таинств, но и созидание Царства Божия на земле, царства справедливости и мира.

В прошлом часто говорили, что для католиков самое главное - таинства, как для реформаторов - Библия. Современная катехизация должна показывать нерасторжимость связи между Словом и Таинством. И литургия, прославляя тайну воплощенного Бога, ясно показывает нам связь между Словом и Таинством.

г. Католическая катехизация должна выработать иерархию истин.

И эта иерархия не должна быть методом только экуменического диалога, но она должна также служить общению людей между собой, учитывая при этом индивидуальность каждого. Только в этом случае католическая катехизация будет способна воспитать веру, которая позволит человеку привести все в порядок, расставить все вещи на свои места. "Так будет проложен путь, который приведет всех посредством братского соревнования к более глубокому познанию Христа и к более ясному восприятию Его неисчерпаемых богатств".

д. Если катехизация по-настоящему католическая, то она сама по себе несет экуменический характер.

Ибо она в этом случае выявляет то общее, что присуще всем христианам, и показывает, что это "общее" укоренено в Откровении. Экуменическая катехизация, не преуменьшая и не упуская из виду различий, поверяет их светом Евангелия. Она принимает во внимание плоды экуменического диалога и те соглашения, к которым уже пришли христиане. Так что для католика христианин, с которым он не находится еще в полном церковном общении, тем не менее является братом во Христе и добрым сотрудником во многих областях жизни.

Католическая катехизация ценна для экуменизма потому, что она ясно показывает причины и основы нашего сотрудничества с другими христианами в разрешении многих насущных проблем нашего общества. Такое сотрудничество свидетельствует о нашей надежде, основывающейся на нашей христианской вере, на вере в лучший мир, в котором человек постигнет свободу и мир Христовы.

Общая катехизация с другими христианами

В некоторых странах были уже сделаны попытки провести общую катехизацию католиками совместно с другими христианами.

Каковы возможности экуменической катехизации?

Обоснование подобной катехизации имеется в Конституции "Свет Народам", в которой после слов: "Церковь по ряду причин сознает свою связь с теми, кто, не обладая всей целостностью веры и не находясь под эгидою преемника Петра, крещены и носят славное имя христиан, хотя и не имеют полного общения с нею", — перечисляет все те положения, которые приняты всеми христианами. То же говорится и в "Декрете о экуменизме", в котором также рекомендуется, в известных пределах, общая молитва с другими христианами.

При некоторых обстоятельствах экуменическая катехизация неизбежна.

Некоторые правительства разрешают преподавание Закона Божия в школах лишь под условием, что оно будет одинаковым для всех школьников-христиан, независимо от их конфессиональной принадлежности. Экуменическая катехизация неизбежна также и в том случае, когда в школах, больницах, армии разрешается служить только одному священнику, независимо от его конфессиональной принадлежности.

То же часто встречается в смешанных браках, по поводу которых апостолическое обращение "О проповедывании Евангелия" говорит следующее: "Родителям семей, образовавшихся в результате смешанных браков, вменяется в обязанность передавать своим детям то знание о Христе, которое вытекает из общности крещения их общин. На них возлагается также трудная обязанность быть проводниками христианского единства". И еще: "Необходимо, основываясь на единстве крещения и на общности веры, активнее сотрудничать с теми нашими братьями во Христе, с которыми у нас еще нет всей полноты единства, с тем чтобы уже сейчас общей евангельской работой совместно и более широко свидетельствовать о Христе в мире".

Ограничения экуменической катехизации вытекают из ее природы.

Действительно, христиане разделены еще и сегодня. Общение в вере между католиками и другими христианами неполно и несовершенно. Мы не можем отрицать наших расхождений, делая вид, что их более не существует. Следовательно, возможности общей катехизации ограничены современным уровнем общения христианских общин.

При том экуменическая катехизация не должна сводиться к изложению догматов, но готовить к христианской жизни, открывая перед людьми всю полноту церковных таинств, несмотря на то, что общение в таинствах между всеми христианами сегодня представляется невозможным.

Так что необходимо там, где проводится общая катехизация, дополнять ее католическим образованием во всем, что касается христианского католического учения и жизни.

Весьма возможно, что будущая практика экуменической катехизации будет расширяться. Поэтому, как мне кажется, было бы уместным скорейшее изучение этой проблемы, ибо в противном случае может пострадать и католическое учение, и католическая церковная жизнь.

Источник: журнал "Символ", № 2, 1980 год

http://www.simbol.su/archiv.html