Кардинал Каспер: "Мы полностью признаём Таинства Православной Церкви и Православная Церковь признаёт наши Таинства". (МДА, 2004 г) E-mail
01.01.2013 22:00

Интервью председателя Папского совета по содействию христианскому единству кардинала Вальтера Каспера А. Глозману

- Ваше Высокопреосвященство, мы рады видеть Вас в стенах Московской Духовной Академии. Благодарим, что нашли время ответить на наши вопросы. Первый вопрос – не могли бы Вы рассказать о цели Вашего приезда в Россию, а также о Ваших впечатлениях по ходу Вашего визита.

- Я приехал в Россию по приглашению Католической Епископской конференции. Это приглашение было согласовано с Московским Патриархатом. Я хотел посетить католическое сообщество, а также встретиться со Священноначалием Московского Патриархата, с председателем Отдела внешних церковных связей. У нас было очень хорошее общение вчера с митрополитом Кириллом и мы оба хотим делать шаги для будущего сотрудничества между нашими Церквами. Я уже четвёртый раз в России и сейчас я очень впечатлён духовным и культурным богатством Русской Церкви, а также гостеприимством русских людей. Так что я смотрю в будущее с надеждой и намерением придти к большему сотрудничеству между обеими нашими Церквами на благо мира во всём мире и особенно в Европе.

- Многие православные в России обеспокоены планами создания Греко-Католического Патриархата в Киеве. Насколько сегодня реальна такая перспектива?

- У нас вчера была очень длительная беседа с митрополитом Кириллом по поводу этой проблемы. Как вы знаете, Святейший Патриарх Московский Алексий II направил письмо всем Поместным Православным Церквам с целью узнать их мнение по этому вопросу. Сейчас мы получили эти ответы от всех православных и это единодушный ответ их всех. Я заверил митрополита Кирилла, что наша Церковь и руководство нашей Церкви воспримут очень серьёзно эту реакцию Православных Церквей, потому что мы Церкви-сестры и мы должны не прерывать, но усиливать наши контакты и наш экуменический путь, ведущий в будущее.

- Накануне Вашего приезда в Россию отец Роберт Тафт, вице-президент Папского института восточных исследований, в интервью газете «National Catholic Reporter» резко высказался в адрес Русской Церкви. Отец Роберт – один из авторитетнейших учёных Католической Церкви и признанный авторитет в области изучения Русской Православной Церкви. Является ли мнение отца Роберта официальной позицией Рима и насколько Вы согласны с оценками, сделанными им в интервью?

- Вы правы, отец Роберт – очень известный учёный в области православного богословия, особенно в сфере исторической Литургики и я ценю его очень высоко. Но мне совсем не нравится то интервью, которое он дал, я не согласен ни с его содержанием, ни с его формой. И я выразил моё неприятие этого интервью очень ясно в письме, которое я написал митрополиту Кириллу. Я максимально дистанцируюсь от этого интервью. Отец Тафт, конечно, известный профессор, но у него нет никакой официальной роли в нашей Церкви, он может говорить только от своего собственного имени. Это совсем не официальное заявление нашей Церкви. Множество людей в нашей Церкви были не только удивлены, но и очень раздосадованы этим его заявлением. Я думаю, что это не тот стиль, который должен использоваться в диалоге между нашими Церквами.

- Очевидно, что уния является одним из важнейших препятствий на пути общения между Церквами. Вы, как председатель Папского совета по содействию христианскому единству, видите ли Вы какие-либо альтернативы унии?

- Уния – это феномен, происходящий из XVI — XVIII века. Это было время эксклюзивистского богословия. Мы взаимно не признавали Таинства друг друга. Сейчас мы преодолели эту позицию после Второго Ватиканского Собора. Мы полностью признаём Таинства Православной Церкви и Православная Церковь признаёт наши Таинства. Таким образом, нет причины для прозелитизма между нашими Церквами, и мы имеем общее заявление Совместной Международной Комиссии в Баламанде в 1993 году. Эта Комиссия заявила, во-первых, следующее: так называемые униатские Церкви имеют право на существование, потому что это свободный выбор людей. Но «униатство» как метод не приемлем как сегодня, так и для будущего достижения единства, полного единства наших Церквей. Это очень ясное заявление, оно было одобрено Папой Римским и это наша официальная позиция. И я вновь подтвердил это на моей конференции, которую я провёл несколько дней назад в Москве. И я подтвердил это также на моей встрече с митрополитом Кириллом вчера.

- Что Вы можете сказать о перспективах отношений между Римской и Русской Церквами, а также о перспективах диалога между Православной и Католической Церквами в целом?

- К сожалению, последние два-три года были очень плохими в наших отношениях, но я надеюсь, что мы смогли сделать в эти дни новый шаг в будущее. Я думаю больше всего о том, что этот диалог для нас – это императив, поскольку это заповедь нашего Господа и мы не свободны в выборе – вести или не вести этот диалог. Это слова Его молитвы к Отцу: «да будут все едины», и это обязательно для нас. Итак, мы надеемся, что сейчас мы сможем начать новый диалог между Русской Православной Церковью и Католической Церковью, а также мы хотим видеть диалог со всеми Православными Церквами. В 80-х и 90-х годах у нас был очень хороший диалог, мы выработали несколько хороших документов, и сейчас мы надеемся возобновить этот диалог в будущем. В мире, полном конфликтов, перед лицом вызовов глобализации – это позор, если христиане не будут способны хотя бы говорить друг с другом. Я думаю, это минимум: мы должны дать знак примирения и мира. Все наши разговоры о мире не будут больше заслуживать ни малейшего доверия, если мы хотя бы не будем способны вести диалог друг с другом.

- В позавчерашней проповеди в Московском кафедральном католическом соборе Вы говорили о важности богословского диалога и немного остановились на некоторых его аспектах. Вы – известный богослов и многие годы принимаете участие в богословском диалоге. Расскажите о достижениях и трудностях этого диалога.

- Я думаю, что главный успех диалога – это не документы. Ведь документы – это всего лишь бумага. Документы важны для богословия, но всё же это не главное. Главное – это наше вновь обретённое братство, то, что мы больше не враги. Мы больше не соперники, мы больше не конкуренты. Среди важнейших достижений нашего диалога то, что мы достигли соглашения о Евхаристии, о Таинствах, о взаимном признании духовенства, епископата наших Церквей. Я думаю, что главная проблема, которая разделяет нас, только одна – это роль епископа Рима. В мае прошлого года в Риме состоялся хороший симпозиум на тему Папства, с участием богословов различных Церквей. Разумеется, он не решил всех проблем, это невозможно, но есть надежда для обеих сторон придти к большему единству. Мы должны вести диалог Любви и Истины, все принадлежат всем. Когда мы все говорим об истине… эксперты всегда столь умны, что в своих выступлениях и аргументах заранее знают, что скажет противоположная сторона. Но если есть любовь и дружба, тогда диалог приобретает новое качество и важен сам факт встречи людей вместе, важна совместная молитва. Потому что мы не сможем организовать полное единство Церквей – это работа Святого Духа и таким образом для нас духовные измерения экуменизма наиболее важны. Это именно то, в чём все христиане, в том числе не имеющие богословского образования, могут принимать участие.

- XX век – это век встречи православного и католического богословия. В связи с революцией многие православные богословы оказались на Западе. Оказала ли деятельность представителей русской богословской школы влияние на католическое богословие?

- Должен признаться, что я научился многому у русских богословов, эмигрировавших в Западную Европу, особенно от представителей Свято-Сергиевского богословского института в Париже. Они оказали очень сильное влияние на западное богословие XX-го века. Ну и конечно святые отцы. Греческие отцы и латинские отцы – это постоянный источник обновления для богословия. Мы не можем создать нового богословия сегодня, мы можем создать обновлённое богословие сегодня, но мы всегда должны возвращаться назад к отцам. И я надеюсь, что мы придём к большему сотрудничеству в будущем между Московской духовной академией и нашими академиями, университетами, в Риме и также по всему миру. И я думаю, что это сотрудничество может быть взаимным обогащением, потому что экуменизм – это не дорога с односторонним движением, экуменизм – это обмен дарами, как это сказано в определении Папы Римского ИоаннаПавла II.

- Благодарим Вас, Ваше Высокопреосвященство, за Ваше интервью. Желаем Вам провести оставшиеся дни Вашего визита в Москву максимально плодотворно.

С кардиналом В. Каспером беседовал А. Глозман.
Московская духовная академия, 20.02.2004 г

http://pravaya.ru/leftright/472/290