Отречение от ереси экуменизма в связи с вопросом об Апостольском преемстве иерархии ИПЦ (Р) E-mail
25.07.2014 20:05

Заявление Поместного Собора ИПЦ под председательством митрополита Рафаила (Мотовилова)

 

 

Главной своей миссией на земле Истинно-Православная Церковь считает хранение неповрежденного, то есть Истинного Православия. В разные исторические эпохи диавол разными способами пытался повредить Истинное Православие, увлечь ту или иную часть православных людей в ложное учение о Боге, то есть ересь. В ХХ веке самой соблазнительной ересью, которая увлекла за собой большинство в прошлом православного мира, стала ересь экуменизма. Эта ересь настолько широка, что вбирает в себя многие ранее бывшие ереси, и поэтому часто именуется «всеересью».

Основное содержание ереси экуменизма – учение о том, что различные «ветви христианства» (то есть возникшие в течение 2000 лет лжеучения о Христе) являются столь же спасительными, как и Православие, что «полноты Истины» не открыто ни одной Церкви, а православные, так же как и всевозможные еретики, обладают лишь разными «частями Истины». Но как учит Господь в Святом Евангелии, Он Сам есть Истина, а мы приобщаемся к Его Телу, Которое есть Церковь, и оно, это Тело, не имеет частей, а является именно полнотой Истины. По сути, экуменизм возвещает равнодушие к Истине, призывая своих последователей сосредоточиться не на ней, а на решении различных земных вопросов. С канонической точки зрения, молитвенное общение с экуменистами невозможно уже потому, что они охотно молятся с ранее осужденными Церковью «классическими» еретиками – например, монофизитами, латинянами, иконоборцами-протестантами и даже нехристианами. 45-е Апостольское правило отлучает от Церкви всех помолившихся с еретиками.

Вбирая в себя все ранее бывшие в истории христианства ереси, экуменизм означает полное отпадение от Православия, а значит и христианства, поскольку иного христианства, кроме православного, наша Церковь не знает. Формальное апостольское преемство епископата, сохраняющееся в экуменических группах, именующих себя православными, не является спасительным. Внешняя форма апостольского преемства создана ради передачи внутреннего преемства неповрежденной православной веры, а при отпадении тех или иных епископов от Апостольской веры нелепо говорить о хранении ими апостольского преемства. Таким образом, бессмысленно и недопустимо для православных получать хиротонии от экуменических епископов, отпавших от апостольского преемства православной веры.

Как известно, иерархов, от которых наша Истинно-Православная Церковь получила свой епископат, рукоположили экуменисты. Речь идет, в частности, о хиротонии митрополита Стефана (Линицкого) иерархами Украинской автокефальной православной церкви (УАПЦ) 17 декабря 1996 г. Независимо от споров о «каноничности» УАПЦ, необходимо признать, что к 1996 г. эта церковь являлась экуменической, что, в частности, видимым образом демонстрировалось через совместные служения ее епископов с греко-католиками – явными еретиками, осужденными Вселенской Церковью. В хиротонии Святейшего Рафаила, Архиепископа Московского, Митрополита Всероссийского, участвовал бывший иерарх экуменической Грузинской патриархии Амвросий (Катамадзе). Поместный Собор выражает искреннее сожаление, что по обстоятельствам того времени наш епископат вынужден был получить хиротонии от епископов-экуменистов. Осуждая экуменическую ересь, всячески ограждая себя от общения с экуменистами и исповедуя истинно-православную веру без каких-либо новшеств и повреждений, мы в силу этих исповедания и осуждения считаем себя принадлежащими к Православной Церкви. Подобное исповедание, совершенное святыми отцами Седьмого Вселенского Собора, рукоположенными еретиками-иконоборцами, всегда считалось Церковью достаточным для их полного воссоединения с Православием. В истории Церкви есть и другие примеры того, как православное исповедание епископов, при известных условиях, было достаточным для их возвращения в Православную Церковь при наличии у них хиротоний, полученных еще вне Церкви (см. историческую Справку, прилагаемую к этому Заявлению). 

В заключение Освященный Поместный Собор торжественно провозглашает анафему ереси экуменизма, принятую Собором Русской Зарубежной Церкви при святителе Филарете в 1983 году и получившую с тех пор вселенский авторитет в Истинном Православии: «Нападающим на Церковь Христову и учащим, яко она разделися на ветви, яже разнятся своим учением и жизнью, и утверждающим, яко Церковь видимо не существует, но от ветвей и расколов, инославия и иноверия соединитися имать во едино тело; и тем, иже не различают истинного священства и таинств Церкве от еретических, но учат, яко крещение и евхаристия еретиков довлеет для спасения; и тем, иже имут общение с сими еретики, или пособствуют им, или защищают их новую ересь экуменизма, мняще ю братскую любовь и единение разрозненных христиан быти: Анафема». 

Обещаемся впредь твердо хранить истинно-православную веру, а всех, кто словом или делом нарушит это обещание и подпадет под вышереченную анафему, - считать совершенно чуждыми Истинно-Православной Церкви и не иметь с таковыми никакого молитвенного общения.

Принято Поместным Собором 14 июля 2014 г.

http://www.portal-credo.ru/site/?act=news&id=108601&topic=865